В русской философии советского периода особое место занимает Василий Петрович Тугаринов (1898-1978 гг.). Деятельность В. П. Тугаринова ярко проявилась в послевоенный период, были выведены перспективные и фундаментальные направления в развитии философии. За период творческой деятельности В. П. Тугаринов опубликовал более ста работ, из них 14 монографий.

Необычайная творческая энергия ученого позволила внести достойный вклад в развитие отечественной философской мысли. Значительное место в своих исследованиях В. П. Тугаринов уделяет философским категориям. Наряду с этим ученый занимается аксиологическими проблемами. В монографии “О ценностях жизни и культуры” (1960 г.), исследуются основные проблемы теории ценностей.

Для В. П. Тугаринова ценности вытекают из познания действительности, как существенные стороны природы и общества, которые создаются и познаются человечеством. В настоящее время разработанная В. П. Тугариновым ценностная проблематика продолжает разрабатываться в философской науке.

Научным интересом ученого является проблема соотношения человека и личности, что нашло отражение в монографии “Личность и общество” (1965 г.). Многие вопросы, поставленные В. П. Тугариновым и пути их решения не потеряли своей актуальности и значимости в настоящее время. Особого внимания заслуживают сформулированные ученым философско-социологические принципы и подходы к сущности личности. Философские проблемы сознания, рассматриваются в монографии “Философия сознания” (1971 г.), а также во многих статьях и брошюрах, что способствовало развитию гносеологии и социологии, как важных направлений науки о сознании.

В научном творчестве В. П. Тугаринова большое место занимало исследование философских основ прогнозирования, что нашло отражение в книге “Предвидение и современность” (1976 г.). Подробно раскрыты объективные основания предвидения, философское содержание сущности опережающего отражения в различных формах.

Понимая, что нарастающие темпы промышленного развития несут определенную угрозу среды обитания человечества, ученый занимается исследованием глобальных экологических проблем, которые имеют природный и социальный характер. Проблемы этого порядка анализируются в монографии В. П. Тугаринова “Природа, цивилизация, человек” (1978 г.). Работы В. П. Тугаринова не только развивают, углубляют понимание проблем философского знания, но и стимулируют дальнейший научный поиск. С 1951 года по 1960 год В. П. Тугаринов являлся деканом философского факультета Ленинградского университета, долгие годы заведовал кафедрой философии гуманитарного факультета. Деятельность В. П. Тугаринова связана с периодом становления и развития философского факультета Ленинградского университета, ставшего одним из лучших и значительных центров по подготовке научно-педагогических кадров.

Несомненно, прессинг идеологической цензуры, марксистско-ленинская методология нашли отражение в работах В. П. Тугаринова. Тем не менее научные работы В. П. Тугаринова вошли в историю русской философии как пример глубокого научного поиска.

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979 гг.) – выдающийся русский философ XX века, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.

В 1941 году поступил в Московский институт истории, философии и литературы, его любимым преподавателем был профессор Б. С. Чернышев, знаток немецкой классической философии. Ильенков относился к людям, которые не могли мириться с духовным застоем, ложью и лицемерием, характерным для советского общества. Он представлял плеяду смелых личностей, не умеющих принимать ложь, открыто смотревших “правде в глаза”.

Э. В. Ильенков был авторитетом в философской науке, крупный исследователь в области диалектической логики, логик научного мышления, философии, психологии.

Известные работы Э. В. Ильенкова “Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса”(1960 г.), “Об идолах и идеях”(1968 г.), “Диалектика логики”(1974 г.). Книги Ильенкова с пристрастием редактировались, часто подвергались в издательстве большим сокращениям, выбрасывались смелые, правдивые высказывания и резкие суждения. В университете к Ильенкову относились настороженно, не принимали его вольномыслие, смелость собственных оценок и выводов.

В1946 году было запрещено издание ряда журналов, запрещены и оклеветаны А. Ахматова, М. Зощенко. В 1948 году разгромлена и запрещена генетика, ученые-генетики репрессированы, в их числе был известный русский ученый-генетик Малиновский, сын Богданова, который открыл первый в России институт по переливанию крови в 1928 году. После ухода из жизни Сталина, ликвидации бериевской машины террора, многое изменилось, надежды на доброжелательность, объективную атмосферу при обсуждении спорных философских проблем были во многом связаны с новой политической обстановкой в стране. “Однако традиции сталинских разоблачений “еретиков ” навешивания на них политических ярлыков и обвинений с последующими жесткими оргвыводами все еще сохранялись, а до очистительного XX съезда партии было два года”.1

В России до начала 60-х годов XX века аксиология как наука о ценностях находилась под официальным запретом и именовалась буржуазной “лженаукой”. В 1960 году в своей монографии “О ценностях жизни и культуры” В. П. Тугаринов положил начало разработке основных аксиологических понятий.

Э. В. Ильенков рассматривал проблему единства диалектики, логики и теории познания в марксистской философии, доказывая, что “диалектика и есть логика, и есть теория познания современного материализма”. Э. В. Ильенков не раз подвергался нападкам на страницах газет и журналов, “ревнителями” “чистоты идеологии” был лишен возможности преподавать в МГУ. “Большие и малые погромы отнимали у Эвальда Васильевича много сил, времени, творческой энергии, порой доводили до отчаяния. Он мог бы сделать для нашей духовной жизни, философской мысли значительно больше, если бы не постоянные притеснения, обвинения бдительных идеологических охранников”.2 Работая в тяжелых условиях идеологической травли, Ильенков все-таки сделал многое для науки. Это и вопросы методологии научного познания, проблемы сознания, идеального как особого типа реальности, вопросы творчества и деятельности. Один из первых он рассматривал проблему отчуждения при социализме.

Сегодня интерес к творчеству замечательного русского философа постоянно растет не только в России, но и за рубежом. Проводятся семинары, обсуждаются его идеи, выходят статьи и книги, развивающие его концепции. Профессор университета Сан-Диего (США) Д. Бэкхерст написал книгу “Ильенков и современная русская философия”. “Читая сегодня произведения Эвальда Васильевича, в каждой написанной им строке вижу его деликатную и вместе с тем беспокойную натуру, чувствую пламя души, страстное желание выразить близость земного, нерелигиозного воскресения жизни и эту нервную дрожь перед сложностью времени, приводящую иногда в отчаяние. Неплохо сказано где-то у Томаса Манна: нужно привыкнуть к тому, что привыкнуть к этому нельзя, Вы не могли привыкнуть к этому, мой друг, вот почему, наверное, вы так рано ушли от нас”.1