Влияние Византии на развитие русской философской мысли
Влияние Византии на Русь было значительным и глубоким, это нашло отражение и в развитии русской философской мысли.
Россия приняла христианство из Византии, центра христианского мира в восточной его части. Г. Ф. Флоровский писал, что Византия была в X веке “единственной страной, подлинно культурной во всём “европейском” мире.” И в более поздние времена Византия остается живым культурным очагом. Даже в самый канун политического распада и крушения Византийской империи её культура и религиозность переживают новый подъем, отблеск которого виден в итальянском Возрождении, но особенно он ощутим в духовном преображении России.1
К XIV веку общественное положение Византии значительно изменилось, с востока её теснили турки, а на Балканском полуострове образованы славянские империи – Болгария и Сербия. Но Византия уже сыграла свою историческую роль для духовного пробуждения России.
В Киевской Руси философская мысль развивалась на почве языческого мировоззрения – древнеславянской религии и мифологии. Основными философскими элементами язычества были: наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилософские представления. Первые проблемы древнерусской мысли касались прежде всего выяснения понятий о душе, о взаимодействии души и тела. С проникновением в страну христианства расширяется круг мировоззренческих проблем, устанавливается связь с Византией, с культурными достижениями южных славян и других народов Европы. Русские мыслители знакомятся с философским наследием античности, с произведениями Аристотеля, Платона, Демокрита и других. Их представления о философии в то время тождественны с представлениями о мудрости, о знании вообще.
Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с христианством на нашу землю пришла Библия. Она была переведена на церковнославянский язык. В этом проявилась большая подвижническая деятельность просветителей славян, братьев Кирилла и Мефодия.
Они родились и жили в Византии в городе Сулуни в семье придворного офицера, получили прекрасное образование. Приняв монашество, поставили целью жизни вещание слова Божьего. С этой целью Кирилл и Мефодий отправились в славянские земли.
Они перевели на славянский язык Евангелие, Псалтирь, составили славянскую азбуку. “Услышите, словени, все слово, еже кормит душу человека, слово, еже крепит сердца и умы”.
В период принятия на Руси христианства духовная культура Византии находилась в расцвете своих творческих сил.
На древнерусскую философскую мысль оказала непосредственное влияние византийская литература. Для византийской литературы характерна была нравственно-поучительная тематика, а также обращение к философской и космологической проблематике.
Так, в “Пчеле” и в сочинениях Иоанна Дамаскина встречаются изречения античных авторов: Пифагора, Сократа, Платона, Плутарха, Эсхила, Софокла, Аристотеля, Эпикура и др. В византийской письменности рассматривались и философские сочинения Платона, Аристотеля.
Большой интерес представляет “Диалектика” Иоанна Дамаскина, написанная под влиянием Аристотеля. Подчиняя философию религиозным задачам и видя в ней воплощение Божественной мудрости, Дамаскин относит к предмету философии познание “природы сущего”, “вещей Божественных и человеческих”, то есть “видимых и невидимых”. “Философия есть искусство искусства и наука наук” и одновременно – “уподобление Богу” через мудрость. В учении И. Дамаскина человек объединяет духовное и вещественное, “он связует собой зримое и незримое, чувственное и умопостигаемое творение”. Душа человеческая “живая, неразложимая, бестелесная” и незримая для телесных очей. Душа бессмертна, наделена разумом, а в отношении тела является источником его жизнедеятельности.”
В XII-XIV веках в Древней Руси все больше появляется переработанных и дополненных трудов византийских философов.
Русская православно-византийская церковь способствовала установлению внешних культурных связей, а сама превратилась в центр культуры и образования. На Русь завозилось много разнообразной религиозной литературы: библейские книги, патристические сочинения, церковно-назидательные трактаты и наставления, жития святых, сборники средневековой мудрости. В церквах и монастырях сосредоточивается большое количество книг, переводятся и переписываются различные сочинения, ведутся летописи и создаются оригинальные произведения национальной письменности. Монастыри становятся центрами духовной культуры и письменности. Наряду с богослужебными книгами в монастырских библиотеках хранятся светские сочинения: летописи, географические описания (“хождения”), военные и исторические хроники. В городах, наряду с духовными, открываются светские частные школы.