В античном Риме очень рано стало отделяться право светское, человеческое от права божеского. Многие деяния, безразличные для светского права, считались нарушающими предписания религии и по приговору сакрального (лат. васег (васп) — священный; относящийся к религиозному культу и ритуалу) суда навлекали на виновного то или иное наказание. Семейные и международные отношения находились в зависимости от норм сакрального права. Так, в сфере семейной жизни вмешательство жрецов (понтифов) вызвало религиозную форму брака. Что же касается международных отношений, то учреждением, компетентным в решении этих вопросов, была коллегия фециа-лов. Перед объявлением войщл фециалы отправлялись в качестве послов к неприятелю и в случае безуспешности переговоров бросали копье с пограничной черты в неприятельскую землю. Таким образом, влияние сакрального права, особенно в древнейший период римской истории, было весьма значительно.

Приблизительным хронологическим рубежом между царским и республиканским периодами римской истории считается 510 г. до н. э. Согласно преданиям, в этот период произошло восстание римлян против последнего этрусского царя Тарквиния Гордого (царствовал в 534/533 — 510/509 гг. до н. э.), который вынужден был спасаться бегством.

Эпоха республики продолжалась довольно долго — с конца VI в. по 30 г. до н. э.

С появлением республики усилилась борьба между патрициями и плебеями. Замена царской власти двумя избираемыми на год консулами не только не принесла плебеям ощутимых выгод, но поставила их в еще более унизительное положение. Дело в том, что консулы избирались только из патрициев и тем самым плебеи попадали в еще большую зависимость от своих политических противников, чем это было при сравнительно независимых царях.

По преданию, в 494 году до н. э. значительная часть плебеев, доведенных бедственным экономическим и правовым положением, оставила Рим и перешла на Священную гору с намерением основать там свой город. Патриции, боясь лишиться части трудоспособного населения и получить у себя под боком опасного врага, пошли на некоторые уступки. Они заключили с плебеями соглашение, подтвержденное клятвой сакрального характера, ставящей соглашение под религиозный контроль. Главным пунктом этого соглашения было учреждение плебейских трибунов, то есть за плебеями признавалось право избирать из своей среды двух представителей, которым предоставлялась власть защищать их интересы в случае антиплебейских распоряжений и постановлений патрицианских консулов. Для помощи трибунам выделялись два плебейских эдила. Как трибуны, так и эдилы обеспечивались особой охраной: всякое лицо, посягнувшее на них, объявлялось нарушителем священной клятвы и сурово каралось.

Утвердив свою сословную организацию, плебеи под предводительством трибунов начали требовать кодекса, который заменил бы так называемое обычное право (право по обычаю), допускающее разнообразные толкования, а следовательно, и произвол. Писаный кодекс должен был ясно определить юридическое положение плебеев по отношению к патрициям. И вот после длительной и упорной борьбы были оформлены Законы XII Таблиц, сыгравшие исключительно важную роль в последующем правотворчестве римлян. Произошло это в 451 —450 гт. до н. э.

Кодификация обычного права была поручена комиссии «десяти мужей» из числа наиболее авторитетных и грамотных патрициев. Результатом ее работы и явились Законы XII Таблиц, записанные на медных пластинках и выставленные для всеобщего обозрения.

Главное место в Законах XII Таблиц занимали нормы гражданского, семейного и уголовного права, а также судебного процесса и правил о погребении.

Законы XII Таблиц в течение многих веков пользовались большим авторитетом у просвещенной римской публики. Показательно, что во II в. мальчики заучивали XII Таблиц наизусть.

В 445 г. до н. э. плебейский трибун Канулей провел закон, допускающий запрещенные ранее браки между патрициями и плебеями. Этот закон имел большое социально-политическое значение, выводя плебеев из унизительного положения чужаков в своем обществе и открывая перед ними возможность занимать государственные должности.

К концу IV столетия плебеи становятся вполне равноправными с патрициями. Ожесточенную и длительную политическую борьбу между двумя сословиями отныне можно считать законченной (И. А. Покровский).

В ходе этой борьбы наметились существенные отступления от норм Законов XII Таблиц. Были сделаны важные шаги по устранению излишних формальностей, мешавших обращению товаров в масштабах государства. Наступил момент, когда равенство частных лиц (граждан), участвующих в правоотношениях, стало тем фундаментом, на котором развилось классическое римское право, характеризующееся детальной разработкой всех наиболее важных правоотношений, порожденных интенсивным производством и товарооборотом. Все это позволило превратиться римскому праву в право частной (индивидуально-гражданской) собственности. Любопытно, что с возникновением капитализма участники свободной рыночной конкуренции потребуют тех же прав, какими обладал «деловой человек» в римском обществе.

С установлением империи законодательная деятельность народных собраний прекращается. Вместо народных собраний законодательным учреждением делается сенат. Однако со временем инициатива сенатских постановлений сосредоточивается в руках императора. Его предложения вносятся в сенат и всегда беспрекословно утверждаются. В результате право развивается главным образом благодаря императорским указам.

Все императорские эдикты, декреты и т. п. вначале не имели силы юридического закона, поскольку на первых порах император законодательной власти не имел. Однако постепенно эта власть переходит в его руки, и юристы начинают приписывать императорским конституциям силу «как бы закона» (лат. legis vicem). Данную юридическую силу они выводят из того закона, которым каждому императору вручается его власть. Отсюда делается вывод, что все императорские указы, наказы, предписания и т. п. создаются как настоящие законы.

Чаще всего обучение юриспруденции проходило у одного*и того же учителя, но порой ученик, пройдя первую стадию, для получения дальнейшего образования переходил к другому учителю. Эта специализация, углубляясь, привела к появлению постоянных училищ, причем некоторым из юристов отводились с этой целью государственные помещения. В таких благоприятных условиях не могли не возникнуть различные юридические школы и направления, нередко обосновывающие свою специфику философскими аргументами, заимствованными у стоиков.

Со временем преподавание права перестало ограничиваться пределами Рима. Отдельные юристы-практики и преподаватели появляются в провинциях. Более того, такие провинциальные учебные заведения, как школы в Берите, Александрии и Цезарее, приобретают большую известность.

В период абсолютной монархии юридическое обучение сосредоточилось в различных академиях. Обычно обучение длилось четыре года. В течении этих лет ученики знакомились с юриспруденцией посредством чтения и толкования наиболее известных литературных произведений юристов-классиков.

Если в эпоху республики главными в деятельности юристов были практические консультации, то в период империи они занимаются не только практикой, но и теоретическими разработками права. В это время развивается богатейшая юридическая литература. Отчасти причиной тому были изменения в структуре социальных ценностей. Так, например, с установлением империи политическая карьера в старом республиканском смысле потеряла свою прежнюю привлекательность, и многие аристократы стали переключаться на занятия философией, литературой и юриспруденцией. Последняя как бы сменила политическое искусство, ибо сделалась наиболее верным средством для достижения высоких ступеней на имперской службе. Этот период в истории римской юриспруденции принято называть классическим.

Завершающим этапом в развитии римского права явились кодификации императора Юстиниана. Этой кодификацией многовековая опыт работы античного мира был подытожен и сведен в компактную форму (И. А. Покровский).

По мнению многих историков, редко о ком из исторических лиц так трудно судить, как о Юстиниане. О нем можно одновременно сказать много хорошего и много дурного.

Юстиниан, император (базилевс) божьей милостью, был всего лишь царственным выскочкой, выходцем из бедных иллирийских крестьян, волею судьбы возведенный на трон цезарей. Ему очень повезло с дядей Юстином, тоже бывшим крестьянином из Македонии, ставшим благодаря своей армейской закалке, дворцовым интригам и поддержке военных императором Византии Юстином I. Будучи бездетен, Юстин с ранних пор принял заботливое участие в воспитании сына своей сестры Флавия Петра Савватия Юстиниана. Он вызвал юношу, проживавшего в глухой деревушке Верхней Македонии, в Константинополь и дал ему приличное образование. Сам этот бравый вояка еле-еле умел читать и писать.

Племянник старательно посещал разные школы, проникаясь все глубже духовной культурой Древней Греции и Рима. Когда счастливый случай облек его дядю порфирой (гр. porphyra (от гр. porphyreos — пурпурный) — длинная, обычно пурпурного цвета мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях; один из символов власти монарха), Юстиниан оказался вполне подготовленным к тому, чтобы быть ему умным советчиком и верным помощником.

Довольно быстро молодой родственник императора Юстина стал одним из первых лиц империи, сделавшись патрицием, консулом, главнокомандующим войск столичного гарнизона. В конце концов дядя усыновил племянника и приобщил его к управлению державой.

Когда Юстин умер в августе 527 года, племянник не встретил ни малейшего затруднения к тому, чтобы стать его преемником. К этсийу времени Юстиниан уже имел зрелый политический ум и сложившийся характер. Строгим православием он нравился церкви, а ревностным благочестием стяжал похвалы и уважение римских первосвященников. Пышными празднествами, ознаменовавшими время исполнения своих государственных обязанностей на высоких должностях, он приобрел поклонение простого люда.

Почти сорок лет, с 527 по 565 год, Юстиниан правил Восточной греческой империей, немало преуспев на царственном поприще и в области государственного строительства.

Юстиниан был не только императором и незаурядным политиком. Он любил философию, литературу, сам много писал и еще более заставлял писать других. Великий Данте поместил Юстиниана в своем «Раю», несмотря на недостатки и пороки этого венценосного человека.

Кодекс Юстиниана и величественный собор св. Софии, воздвигнутый повелением императора, навсегда останутся впечатляющими символами той далекой эпохи.

Важнейшим сановником Юстиниана, квестором Священных Палат, начальником дворцовой канцелярии и министром юстиции был Трибониан (умер ок. 545 года). Его имя неразрывно связано с великим законодательным делом Юстиниана.

Чего добивался Юстиниан, начиная свою законодательную реформу?

Император стремился существенно улучшить централизованную систему управления государством и поэтому видел в законодательстве важный инструмент для реализации им задуманного. Он желал пересмотреть все прежние кодексы, вычеркнуть из них все устаревшее, а все действующее, положительное, конструктивное объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан 13 февраля 528 года назначил комиссию из 10 человек, среди которых находился и Трибониан. Через год комиссия завершила работу, и 7 апреля 529 года государственным указом был обнародован Кодекс Юстиниана (Codex Justinianus), отменивший все прежние.

Затем последовал новый этап законодательной реформы, еще более трудный. В декабре 530 года императорским указом Трибониану было дано соответствующее поручение. Тот немедленно создал комиссию из 15 человек, среди которых было 4 профессора из Константинопольской и Беритской академий и 11 адвокатов.

Перед комиссией стояла очень сложная задача: она должна была собрать и сопоставить сочинения наиболее видных представителей классической юриспруденции, чтобы сделать из них самые ценные для современности извлечения. Весь используемый в работе материал нужно было расположить в определенном систематическом порядке для пересмотра и сведения в одно непротиворечивое целое. И с этой колоссальной по трудности задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через три года со времени императорского указа новым указом этот огромный Свод, получивший название «Дигест» или «Пандектов», был опубликован, а 30 декабря 533 года вступил в действие.

«Дигесты» («Пандекты») представляют собой собрание цитат из сочинений юристов прошлых времен (всего было процитировано 39 юристов и до 2000 юридических сочинений). Эти цитаты расположены в известном систематическом порядке. Являясь суммированием всей классической юридической литературы, «Дигесты» представляют центральную часть Юстинианова Свода, самую обширную по размерам и наиболее ценную по содержанию. Создавая «Дигесты», компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов прошлого и расположить их в соответствующем порядке, а сделать из них действующий Свод Законов.

Одновременно с работой по составлению «Дигест» под общим руководством Трибониана профессорами Теофилом и Доротеем был составлен (главным образом для учебных целей) официальный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название «Институции». В ноябре 533 года особым указом, адресованным юношеству, «Институции» были санкционированы для использования в качестве учебника. Более того, им была придана сила, равная силе других частей Свода.

Все части юстиниановской кодификации права должны были, по замыслу императора, составлять единое целое, один монолитный Корпус права, хотя и без общего названия. Впрочем, такое название было придумано в Средние века, когда в европейских университетах возродилось изучение римского права. Тогда-то Юстинианов Свод и стал называться общим именем Corpus Juris Civilis, под каковым он известен и поныне.

Таким образом, с полным на то основанием можно констатировать, что научное правоведение европейской культуры ведет свою родословную именно от римской юриспруденции.