Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в немецком городе Штутгарте, в семье секретаря казначейства Георга Людвига Гегеля, числившегося среди старовиртембергской бюрократии в сословии высшего чиновничества.

Этапы ученичества были традиционными: домашнее воспитание, латинская школа, гимназия и университет. В гимназии будущий философ был образцовым учеником, успевавшим по всем предметам и неизменно получавшим награды при переходе из класса в класс.

Ученические годы Гегеля совпадают с великим подъемом немецкой литературы. В образованных кругах общества живо делятся впечатлениями о произведениях Г. Э. Лессинга (1729- 1781), И. В. Гёте (1749- 1832), И. Ф. Шиллера (1759— 1805). Однако литературный триумф этих авторов проходит незамеченным нашим штутгартским гимназистом. Его настольной книгой тогда и позже являлся довольно бездарный и страшно скучный роман «Путешествие Софии из Мемеля в Саксонию» некоего Иоганна Гермеса. Впрочем, рядом лежал томик У. Шекспира (1564— 1616), подарок его любимого классного учителя Леф-флера.

Вообще, надо сказать, мальчик много читал и предпочитал главным образом серьезные книги, стремясь почерпнуть из них глубокие мысли и мудрые наставления. Не будучи в курсе дел современной ему литературы, он хорошо знал античную классику, увлекался трагедиями Софокла (ок. 496 — 406 гг. до н. э.) и Еврипида (ок. 480 — 406 гг. до н. э.). Любовь к древним языкам и древним авторам Гегель пронесет через всю свою жизнь.

Для выпускной речи гимназист Гегель избрал весьма необычную и странную тему: «Печальное состояние искусств и наук у турок». Речь заканчивалась утешительным и высокопатриотичным выводом: в Штутгарте во всех отношениях дела обстоят гораздо лучше, чем в Турции, за что герцогу и учителям подобает вполне заслуженная благодарность.

Никто не предчувствовал тогда, что в этом невзрачном юноше, зачитывающемся таким жалким шеститомным романом, как «Путешествие Софии из Мемеля в Саксонию», и произносящим такие откровенно филистерские речи, как «Печальное состояние искусств и наук у турок», таится глубочайший и оригинальный мыслитель.

Осенью 1788 года Гегель поступил на богословский факультет Тюбинген - ского университета, куда был принят герцогским стипендиатом. По-видимому, его льстивая выпускная речь, прославлявшая герцога Карла Евгения, деспота и солдафона, гонителя Шиллера, сыграла свою роль.

Богословский факультет Тюбингенского университета, основанного в XV столетии, располагался в бывшем монастыре ордена августинцев. Здесь учились преимущественно будущие пасторы, которых обучали не только евангелическому (протестантскому) богословию, но также верховой езде и фехтованию.

В этом учебном заведении, устроенном и руководимом на строгих монастырских началах, Гегель прошел свой пятилетний курс, два первых года которого были посвящены философским занятиям, а три последних — богословским.

Студент Гегель общителен, с товарищами у него хорошие, ровные отношения. Он не стремится обособляться или каким-либо образом противопоставлять себя другим. Как и вся студенческая братия, он старательно нюхает табак, азартно играет в карты, с превеликим удовольствием пьет вино.

Среди друзей его юности особенно выделялись двое — школьный друг Фридрих Гёльдерлин (1770—1843), поэт трагической судьбы, и университетский товарищ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, в будущем знаменитый философ.

В тот год, когда Гегель стал студентом Тюбингенского университета, появилась в свет кантовская «Критика практического разума», а когда он получил в 1790 году степень магистра философии, Иммануил Кант выпустил «Критику способности суждения». Однако наш студент сравнительно мало интересуется философией. Среди студентов, образовавших кружок по изучению «Критики чистого разума», активным участником которого был Шеллинг, Гегель не числится. Правда, это не мешает ему спокойно пережевывать суррогат традиционной философии.

Годы студенчества завершились осенью 1793 года защитой диссертации по церковной истории Виртемберга.

В ночь на 14 января 1799 года скончался отец Гегеля. В наследство ему досталось 3154 гульдена. Эта сумма, к которой еще прибавились сбережения, накопленные им в бытность домашним учителем, позволили Гегелю вступить на академическое поприще. Не задумываясь, он перебирается в Йену, тогдашний центр немецкой философии. Совсем недавно здесь преподавали Шиллер и Фихте. Последний вынужден был оставить Йену вследствие споров об атеизме и своего столкновения с твердолобым веймарским начальством. В городе действовал кружок романтиков во главе с Фридрихом Шлегелем (1772— 1829), писателем, языковедом и одним из основоположников немецкой индологии. Наконец, в Йенском университете вел лекционный курс экстраординарный профессор Шеллинг.

Приехав в Йену, Гегель поселился у Шеллинга. Свою литературную деятельность он начал сочинением «О различии между системами философии Фихте и Шеллинга». После окончания работы над этим сочинением Гегель занялся устройством своих академических дел. Предъявив диплом и уплатив 22 талера 20 грошей, он тем самым получил от Иенского университета подтверждение магистерской степени, присужденной ему в Тюбингене. Затем наступила очередь второй процедуры для получения права на чтение лекций в университете. Для этого необходимо было защитить диссертацию и прочитать пробную лекцию. И то и другое было сделано.

Главное сочинение, которое Гегель написал в Йене, было посвящено вопросу о явлениях сознания, о необходимых ступенях развития сознания. Это учение о формах развития или явлениях (феноменах) развивающегося знания он назвал «феноменологией духа». Аналогичное название получила и книга, печатание которой началось в феврале 1806 года, а осенью того же года разразилась война между Францией и Пруссией. 13 октября французские войска заняли Йену. В город прибыл Наполеон.

Спасаясь от грабежа ц буйства французской солдатни, философ покидает свою квартиру и, прихватив рукопись «Феноменологии духа», ищет пристанища в доме проректора университета. Затем он укрывается в доме комиссара Хелльфельда на рыночной площади, из окон которого наблюдает огни костров, согревающих уставших от ратных дел и грабежа французов.

Когда обстановка в городе наладилась, Гегель вернулся на свою совершенно разоренную и обворованную квартиру. Не было ни еды, ни денег, ни белья. Узнав о его горестном положении, Гёте переслал философу 10 талеров. Почти одновременно из Бамберга, где печаталась «Феноменология духа», пришла весть о том, что он может располагать гонораром.

В январе 1807 года Гегель ставит точку в конце последнего предложения предисловия «Феноменологии духа».

Задача «Феноменологии духа» состоит в том, чтобы вооружить обыденное сознание своеобразной лестницей, с помощью которой оно могло бы подняться до философской точки зрения на историческую действительность.

«Я поставил себе задачу, — писал Гегель, — чтобы философия ближе подошла к форме науки, чтобы она могла оставить название любви к знанию, а была действительно знанием».

Гегель хочет проложить путь, по которому каждый человек смог бы пройти от обыденного сознания к философскому. Этот путь есть сокращенный путь духовного развития человечества.

Как в философском сочинении можно представить этот сокращенный путь?