Из истории философии права в России
Русское правоведение имеет свою особую историю, не укладывающуюся в привычные рамки исторического развития правоведения.
Первым зафиксированным документом русского правотворчества является Русская Правда, частный сборник законов, изданных разными князьями, а именно Ярославом Мудрым (ок. 978—1054, великий князь Киевский с 1019 года), Ярославичами (Изяславом (1024—1078, великий князь Киевский (1054 — 1068, 1069— 1073, 1077— 1078); участвовал в составлении «Правды Ярославичей»), Святославом (1027— 1076, князь Черниговский с 1054 года, великий князь Киевский с 1073 года) и Всеволодом (1030—1093, князь Переяславский с 1054 года, Черниговский с 1077 года, великий князь Киевский с 1078 года; участвовал в составлении «Правды Ярославичей») и Владимиром Мономахом (1053— 1125, князь Смоленский (с 1067 года), Черниговский (с 1078 года), Переяславский (с 1093 года), великий князь Киевский (с 1113 года); разработал Устав, ограничивающий произвол ростовщиков).
Источниками норм права, собранных в Русской Правде, являются: (1) княжеские уставы; (2) судебные приговоры князей; (3) обычное право, на котором основывались и судебные приговоры; (4) постановления византийских кодексов.
В XVI —XVII столетиях право государственное и частное право постепенно обособляются. В области права закон мало-помалу вытесняет обычай. Прежде всего следует отметить Судебник великого князя Ивана III 1497 года. Целью издания этого Судебника являлось объединение местных законов в один общий. Составлен он был дьяком Владимиром Гусевым.
Судебник Царский 1550 года. Ему предшествовал Судебник великого князя Василия Ивановича (1479— 1533, великий князь Московский с 1505 года), но он не дошел до нас. Вероятно, некоторые его статьи вошли в Судебник 1550 года. Источниками этого Судебника являются: (1) первый Судебник с переработкой статей и с дополнениями; (2) новые статьи, почерпнутые из Судебника Василия Ивановича, и статьи, принадлежащие Ивану Грозному (1530—1584, великий князь «всея Руси» с 1533 года, первый русский царь с 1547 года).
Одной из особенностью этого судебника является то, что он объявлялся единственным источником для суда. *
Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1629— 1676, русский царь с 1645 года) 1649 года. Это Уложение — первый русский закон, который был напечатан немедленно после утверждения, что впоследствии вошло в практику.
Начиная с Петра I, был образован ряд комиссий для приведения в порядок русского законодательства, которое со времени издания Уложения царя Алексея Михайловича 1649 года представляло массу изданных после того различных законоположений, не приведенных ни в какую систему. Но все эти комиссии не дали желаемых результатов. Российская юридическая мысль того времени была незрелой, не хватало кадров, терпения и настойчивости.
В XVIII столетии единственным источником права является закон.
Изучение не только правоведения в собственном смысле, но даже и этики появляется в России не раньше XVIII века. Историки не находят указаний на преподавание этической (практической) философии ни в Киевской, ни в Московской академиях. Первое из имеющихся у нас указаний на преподавание этики и политики относится к училищу, открытому в Москве в 1703 году и известному под названием Нарышкинского. Директором этого училища, просуществовавшего до 1715 года, был Эрнест Глюк, родом из Лифляндии.
В XVIII столетии этика начинает преподаваться в духовных академиях. Так, в курсе известного церковного деятеля, мыслителя и писателя Георгия Конис-ского (1717— 1795), читанном в 1749 году в Киевской Духовной Академии, уже встречается отдел этики.
Лишь при Петре I получат впервые определенную организацию практическое обучение праву. Это было связано с учреждением коллегии юнкеров.
Преподавание права в Нарышкинском училище и в коллегиях не оставило после себя никакого прочного результата.
С начала XVIII века учение естественного права проникает в Россию. Особенно посчастливилось при этом немецкому теоретику права Самуэлю Пуфен-дорфу (1632— 1694). Уже в 1726 году был напечатан перевод его книги, сделанный по приказанию Петра I. По ней читали свои лекции профессора право-учительной философии в Академии наук X. Ф, Гросс (1752—1731) и первый профессор московского юридического факультета Ф. Г. Дильтей (1723—1781). Попытку самостоятельного изложения теории естественного права сделал В. Зо-лотницкий в книге «Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества» (1764).
Увлечение естественным правом не было в России всеобщим. Напротив, среди русских ученых юристов уже в 60-е годы XVIII века весьма определенно наметилось стремление к историческому изучению и пониманию права. Такого направления придерживались историк-просветитель А. Я. Поленов (1738—1816) и в особенности С. Е. Десницкий (ок. 1740—1789), первый русский профессор права, очень резко отзывавшийся в своем «Слове о прямом и ближайшем способе к изучению юриспруденции» (1768) о теории естественного права.
Заслуга в закладке фундамента для русского правоведения всецело принадлежит университетам.
Московский университет — первый русский университет, в котором довольно быстро профессора-иностранцы сменились русскими.
Профессора правоведения в академических университетах были преимущественно немцами. Именно они старательно воспитали первых русских образованных юристов.
Среди профессоров Московского университета, стоящих у истоков преподавания юриспруденции в России, были два юриста — доктор права Венского университета Филиппп Генрих Дильтей и Йоханнес Маттиас Шаден. Дильтей прибыл в Москву осенью 1756 года и в октябре того же года приступил к чтению лекций. Им читались лекции по естественному праву, римскому праву, феодальному, уголовному и русскому. Главным предметом было естественное право. Профессорская деятельность продолжалась до самой его смерти в 1781 году.
Первые десять лет весь юридический факультет представлял один Дильтей. Шаден первоначально читал логику и риторику, а с 1772 года стал читать естественное право и политику. Умер он 28 августа 1797 года. Учениками Ша-дена были писатель Д. И. Фонвизин (1744 или 1745—1792), литератор и историк Н. М. Карамзин (1766—1826), известный юрист, профессор Московского университета Л. А. Цветаев (1777— 1835), которые сохранили о нем самую хорошую память.
Из числа учеников Дильтея вышло довольно много русских теоретиков права. Прежде всего следует указать на двух воспитанников Московского университета — Семена Ефимовича Десницкого и Ивана Андреевича Третьякова (ок. 1773—1779). Это были первые русские профессора правоведения.
Год рождения Десницкого неизвестен. Биографические сведения о нем весьма скудны, что во многом связано с гибелью значительной части архива Московского университета в 1812 году. Косвенно информация наводит на предположение, что он родился в начале 40-х годов XVIII века и происходил из украинских (нежинских) мещан. Неизвестно, где он получил первоначальное образование. Мы знаем только, что в 1759 году он был направлен в гимназию при Московском университете из Троицкой лаврской семинарии. В гимназии был «казеннокоштным», то есть его обучение оплачивалось из казны.
Десницкий и Третьяков по окончании курса в Московском университете были вначале посланы в Петербургскую Академию наук, а оттуда направлены в Шотландию в город Глазго для изучения права и математики. В Глазго тогда университетскую кафедру нравственной философии занимал Адам Смит.
Лекции Адама Смита не прошли для Десницкого бесследно, хотя знаменитый трактат шотландского философа и экономиста «О богатстве народов» увидел свет спустя 12 лет, в 1776 году.
В речах Десницкого постоянно встречаются определенные следы влияния Смита.
Прибыв в Глазго, Десницкий и Третьяков занялись исключительно правом и приобрели в результате степень доктора права.
Когда оба вернулись на родину, Третьякову было поручено чтение истории римского права и естественного. Его преподавание не оказало значительного влияния на слушателей. Своими дарованиями он уступал Десницкому. В 1787 году Третьяков вышел в отставку, а летом 1789 года (15 июня) скончался.
Учениками Десницкого были: Закарий Аникеевич Горюшкин (1748— 1821 гг.), автор четырехтомного «Российского законодательства»; Александр Петрович Куницын (1783—1840 гг.), автор двухтомного сочинения по естественному праву и учитель А. С. Пушкина (1799— 1837) в Александровском лицее; Лев Алексеевич Цветаев, профессор теории законов.
В начале XIX в. в России были основаны университеты в следующих городах: Дерпт (1802), Казань (1804), Харьков (1805), Петербург (1819), Киев (1834), Одесса (1865), Варшава (1869), Томск (занятия начались в 1888 году).
По университетскому уставу 1804 года юридические факультеты, которые являлись непременной составной частью университетов, именовались отделениями нравственных и политических наук.
Основная часть чиновников государственного аппарата, включая юристов, подготавливалась в закрытых привилегированных учебных заведениях — лицеях. Старейшим лицеем, носившем характер юридического высшего учебного заведения, был Александровский, основанный в 1810 году в Царском селе и переведенный в 1844 году в Петербург. Курс обучения в нем состоял из шести классов гимназических и трех университетских, в которых изучались предметы юридического факультета.
Николаевский лицей, учрежденный в Москве в 1868 году, имел'восемь классов гимназических и три лицейских. Лицеисты посещали Московский университет как вольнослушатели и наравне со студентами университета сдавали экзамены.
Демидовский лицей, основанный в 1833 году в Ярославле, представлял собой специальное юридическое учебное заведение, программа обучения в котором совпадала с программой университета и окончание которого давало те же права, что и окончание юридического факультета университета.
Закрытым привилегированным юридическим учебным заведением являлось Училище правоведения, основанное в Петербурге в 1835 году и находившееся в ведении Министерства юстиции. В старших классах училища преподавались юридические предметы по программе, близкой к университетской.
В начале XIX века существовал Кременецкий лицей, позднее преобразованный в Киевский университет св. Владимира. Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский университет (г. Одесса). В 1867 году была основана Александровская юридическая военная академия.
В марте 1919 года постановлением Наркомпросса РСФСР «Положение о факультетах общественных наук» были упразднены юридические факультеты в университетах и вместо них созданы факультеты общественных наук, в состав которых входили три отделения: юридическо-политическое, экономическое и историческое.
19 ноября 1920 года Государственным Ученым Советом было вынесено постановление, согласно которому кабинет государственного права Московского университета преобразовывался в Институт советского права при этом университете. В мае 1922 года Институт приступил к выпуску журнала «Советское право».
Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 8 августа 1924 года «Об изменении сети высших учебных заведений» были ликвидированы факультеты общественных наук в Саратовском и Ростовском университетах, а факультеты общественных наук Иркутского и Среднеазиатского университетов были реорганизованы в факультеты права и хозяйства.
Постановлением СНК РСФСР от 28 апреля 1925 года факультет общественных наук Московского государственного университета (МГУ) был преобразован в два факультета — советское право и экономический. В Ленинградском университете с осени 1926 года был открыт факультет советского права.
В 1925 году появился Институт советского строительства (Москва), позднее преобразованный в Институт советского строительства и права.
С конца 20-х годов образуется сеть филиалов Института советского строительства и права Коммунистической академии.
В октябре 1927 года в МГУ создается бюро заочного юридического образования (факультет советского права на дому) с учебным планом, рассчитанным на четырехлетний срок обучения. С этого времени началась заочная подготовка юристов в СССР.
Вторая по времени создания, а также по своей величине и значению Академия наук была организована в Украине в 1918 году. Ее организатором и первым президентом был выдающийся и разносторонний ученый В. И. Вернадский (1864 — 1945). В начале 20-х годов в состав АН УССР входили три института (строительной механики, демографии и украинского языка) и множество различных кафедр, кабинетов, комиссий и комитетов. Все научные подразделения Академии объединялись в три отделения — историко-филологическое, физико-математическое и социально-экономическое. В структуре социально-экономического отделения были организованы два научных учреждения по правовым наукам: (1) постоянная комиссия для изучения западно-русского и украинского права; (2) постоянная комиссия для изучения обычного права Украины. В 1927 году была создана третья комиссия — комиссия изучения советского права. В 1927 году цри Украинском институте Маркса, Энгельса, Ленина была создана комиссия права, реорганизованная в 1928 году в кафедру права, а в 1930 году на базе этой кафедры был основан Научно-исследовательский институт советского строительства и права, две трети сотрудников которого составили преподаватели бывшего правового факультета Харьковского института народного хозяйства, реорганизованного в том же 1930 году в учебный институт советского строительства и права. В 1936 году состав академических учреждений пополнился за счет подразделений, входивших ранее во Всеук-раинскую ассоциацию марксистско-ленинских институтов.
Такова в самых общих чертах историческая эволюция учебных и научных учреждений юридического профиля в Российской империи и в СССР.
Одним из первых зачинателей русской философии права XIX века является Петр Григорьевич Редкий (1808— 1891), родившийся в городе Ромны Полтавской губернии. Высшее образование получил в университетах Москвы, Юрьева (Дерпта), Берлина. В Берлине слушал лекции Гегеля по философии права и был знаком с ним лично. Вернувшись в Московский университет, получил звание профессора. Занимался изданием сборника «Юридические записки» (1841 —1860), а также журналов «Библиотека для воспитания» (1843—1846) и «Новая библиотека для воспитания» (1847—1849). Состоял в дружеских отношениях с В. Г. Белинским (1811 —1848) и А. И. Гер-ценым (1812— 1870). За вольнодумство его уволили из университета в 1848 году, и на протяжении 15 лет он не допускался к преподавательской деятельности. В эпоху реформ был профессором кафедры энциклопедии юридических и политических наук в Петербургском университете (1863— 1878). Из задуманного им многотомного труда под названием «Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще» опубликовал 7 томов (1889— 1891). По своим философским взглядам — гегельянец. Активно пропагандировал гегелевскую философию. Опубликовал в журнале «Москвитянин» обширное исследование «Обозрение гегелевской логики» (1841). Много времени и сил уделял просветительской деятельности.
Вполне определенное место в истории российского правоведения и философии права занимает Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885).
Кавелин родился в дворянской семье. Был дружен с Белинским. В 1839 году окончил юридический факультет Московского университета. До 1848 года преподавал на кафедре истории русского законодательства Московского университета. Публиковал статьи по русской истории, этнографии и правоведению в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
В 1857—1861 годах Кавелин преподавал на кафедре гражданского права Петербургского университета. В период подготовки реформы 1861 года активно включился в обсуждение крестьянского вопроса. Им написана «Записка об освобождении крестьян в России» (1855).
В 70-е годы Кавелин написал ряд философских сочинений, среди которых особенно выделяется работа «Задачи психологии» (1872), в которой отчетливо прослеживается влияние позитивизма О. Конта. По его мнению, все науки, изучающие человека, сходятся в области психологии. Другим крупным философским сочинением Кавелина является работа «Задачи этики» (1886), написанная в русле психологии этики.
Наиболее ярким представителем русской философии права XIX столетия является Борис Николаевич Чичерин (1828—1904). Он был ведущим идеологом «государственного направления» («государственной школы») в русской историографии (ее представителями являлись: историк государственной школы, академик Петербургской Академии наук, ректор Московского университета С. М. Соловьев (1820—1879); историк государственной школы, либеральный общественный деятель и публицист К. Д. Кавелин; иАорик государственной школы, профессор Московского и Петербургского университетов В. И. Сергеевич (1832—1910); историк государственной школы и публицист либерального толка Т. Н. Грановский (1813—1855)). Значительное место Чичерин занимает также в истории русской философии. Его произведения положили начало либеральному направлению русского неогегельянства. Небезынтересно отметить, что он оставил также заметный след в естествознании. За труды по теоретической химии Чичерин был избран (по предложению Д. И. Менделеева (1834—1907)) почетным членом Русского физико-химического общества.
Чичерин — выходец из старинного дворянского рода. В 1845—1849 годах учился на юридическом факультете Московского университета, где слушал лекции Грановского, Соловьева, Кавелина, Редкина. К этому же времени относится его увлечение философией Гегеля, которая явилась одним из главных источников теоретического мировоззрения Чичерина.
Довольно рано Чичерин стал одним из главных идеологов либерализма в России. Печатался в заграничных изданиях Герцена.
Его перу принадлежит многотомная «История политических учений» (1869—1902), книга под характерным названием «Философия права» (1900) и ряд других произведений.
С некоторыми натяжками к числу представителей российской традиции философии права может быть отнесен публицист и крупный ученый-правовед Александр Дмитриевич Градовский (1841 — 1889), занимавшийся вопросами истории права в России. Им написаны и опубликованы многотомные исследования «История местного самоуправления в России», «Начала русского государственного права» (1875— 1883). Первое из них стало его докторской диссертацией, защищенной в 1868 году. Что касается философии права, то можно указать, например, на статью Градовского «Политическая философия Гегеля», опубликованную в «Журнале Министерства Народного Просвещения» (1870).
На рубеже XX столетия в российском обществе возникло новое общественное и философское течение — идеализм. Правда, и в прошлом идеализм не был чужд духовной жизни России. Идеалистами были Белинский и историк Грановский, к идеализму примыкали первые славянофилы, последовательно идеалистическими были философские системы Чичерина и философа, поэта и публициста Вл. С. Соловьева (1853— 1900), к идеализму склонялось большинство представителей гуманитарных кафедр в российских университетах. Однако это не мешает признать идеализм последних двух десятилетий XIX —XX веков новым и своеобразным течением в духовной жизни россиян. Если раньше идеализм в России был мировоззрением только отдельных мыслителей и писателей или некоторых групп (к тому же этот идеализм не составлял существенного ядра их идейных взглядов), позднее идеализм не только приобрел большое количество сторонников, но и стал до некоторой степени в центр всех духовных интересов российской интеллигенции (Б. А. Кистяковский).
В свете сказанного весьма характерно звучат слова профессора Томского университета И. В. Михайловского, писавшего в 1914 году, что философия права не должна довольствоваться приведением в гармонически стройную систему того материала, который дает положительное право и специальные юридические науки. Она ставит перед собой задачу познать глубочайшую сущность того явления социальной жизни, которое называется правом, связав это явление с мировым разумно-этическим порядком. Очевидно, что для решения этой задачи недостаточно материала, которым располагает общая теория права. Поэтому философия права широко пользуется данными других наук и прежде всего данными общей философии (в особенности метафизики и этики). А из этого неизбежно вытекает задача философии права: дать оценку явлениям правовой жизни с точки зрения высших разумно-этических начал, указав идеалы, к которым должно стремиться право. Таким образом, в отличие от общей теории права философия права работает под знаменем метафизики и идеализма. Она отвергает релятивизм общей теории права и учит, что существуют абсолютные начала, на основании которых можно сделать принципиальную оценку правовых явлений.
По мнению Михайловского, в основе философии права лежит идеалистическое мировоззрение, то есть признание мирового разумно-этического порядка, частью которого является право.
Под идеализмом в данном случае понимается такое направление философской мысли, которое исходит из признания наличия в мире некоего метафизического начала, лежащего за пределами доступных эмпирическому наблюдению естественных явлений.
На этом фоне возрождение идей естественного права не выглядело чем-то слишком странным. Новый вариант естественного права признавал свое родство со старым как в нахождении идеального критерия правовой разумности, так и в априорном, умозрительном методе отыскания этой разумности человеческого существования. Однако новая идеология естественного права отмежевывалась от старой, поскольку не признавала вечного, неизменного для всех времен и народов права. Она отстаивала естественное право, так сказать, с переменным содержанием, что, однако, не мешало ему искать абсолютных критериев правовой справедливости. Возрождаемое естественное право не конструирует нормы, призванные заменить историческое право (исторически сложившееся положительное право); оно воздерживается от формулировки конкретных целей правотворческой деятельности, которые изменяются во времени и в пространстве. Но тем не менее оно все же ищет абсолютного начала, вечного и неизменного, исходя из которого можно было бы разрешить те задачи, какие ставятся праву условиями данного времени и данной страны. Таким образом, если старое и новое направление в философии естественного права расходятся в полноте когда-то выдвинутого правового идеала, то они сходятся в признании абсолютности его исходных начал. Поэтому новое направление следовало бы охарактеризовать не как естественное право с переменным содержанием, а как естественное право с переменной частью своего содержания (Г. Ф. Шершеневич).
Большой вклад в развитие русского правоведения сделал известный юрист, теоретик, философ и сторонник социологии права Николай Михайлович Коркунов (1853—1904), автор таких работ, как: «История философии права» (1896), «Экономические теории государства (1897), «Лекции по общей теории права» (1904) и др.
Коркунов родился в Петербурге. После окончания юридического факультета Петербургского университета в 1874 году препо -
давал в Александровском лицее и Военно-юридической академии. В 1894 году ему была присуждена ученая степень доктора за диссертацию «Указ и закон». В 1895— 1897 годах являлся ординарным профессором Петербургского университета и помощником статс-секретаря Государственного совета.
Признавая философию в качестве теоретико-познавательного фундамента правоведения, Коркунов пытался придать философии права более позитивный характер в духе социальной психологии.
Описывая историю российского правоведения и философии права нельзя не отметить Габриеля Феликсовича Шершеневича (1863—1912), юриста, профессора Московского университета, члена 1-й Государственной думы, кадета.
Шершеневич родился в Херсонской губернии. Окончил Казанский университет, где после защиты магистерской и докторской диссертаций преподавал с 1888 по 1906 год на кафедре гражданского права. С 1906 по 1911 год преподавал в Московском университете, а незадолго до смерти читал лекции в Московском коммерческом институте и в Московском народном университете А. Л. Шанявского.
Философско-методологической базой Шершеневича являлся позитивизм. Разделял взгляды известного немецкого юриста Рудольфа фон И1ринга (1818 — 1892) на роль интереса в формировании права. Утверждал, что право всегда есть выражение интереса властвующих, а также итог борьбы эгоизма властвующих и подвластных.
Достаточно яркой фигурой в истории российского правоведения и философии права является князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863— 1920), один из организаторов Психологического общества при Московском университете, а также Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева. Учился он на юридическом факультете Московского университета (1881 — 1885). После окончания университета некоторое время работал в Ярославском юридическом лицее. Защитив докторскую диссертацию, стал профессором Киевского университета, а с 1906 года был профессором Московского университета. В 1913 году опубликовал два тома «Миросозерцание Вл. С. Соловьева». К основным философским работам Трубецкого относятся: «Философия Ницше» (1904), «История философии права» (1907), «Социальная утопия Платона» (1908), «Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Смысл жизни» (1918) и др.
Трубецкой был видным общественным и политическим деятелем. Он являлся членом Государственного совета (1907—1908), одним из основателей «Союза мирного обновления» и главным редактором печатного органа этого союза — «Московского еженедельника» (1906—1910). Основу политической программы Трубецкого составляла идея эволюционного демократизма, согласно которой необходимо сменить царство произвола господством права путем реформ и культурной работы.
Октябрьский переворот 1917 года Трубецкой не принял и в годы гражданской войны стал одним из идеологов белого движения. Умер в эмиграции от голода и тифа.
Весьма яркую страницу в историю российского правоведения и философию права вписал Павел Иванович Новгородцев (1866—1924). Родился он на Украине в небольшом городке Бахмуте. После окончания юридического факультета Московского университета был оставлен для подготовки к профессорскому званию, затем находился в научной командировке в Берлине и Париже. В 1896 году стал приват-доцентом, в 1903 году — экстраординарным, а в 1904 году — ординарным профессором Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1897 году защитил магистерскую диссертацию «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба», в 1902 году — докторскую диссертацию «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». Одновременно преподавал на Высших женских курсах, а после увольнения по политическим мотивам из Московского университета занимал должность ректора Московского высшего коммерческого института (1906—1918).
Новгородцев занимался активной политической деятельностью. С 1904 года он состоял в рядах совета «Союза освобождения», нелегального политического объединения либеральной российской интеллигенции, выступавшей за конституционную монархию. В 1905 году становится членом партии кадетов, а в 1917 году избирается в состав ее ЦК. Не приняв большевистского переворота, занялся активной антибольшевистской деятельностью, после чего эмигрировал в 1920 году в Германию (Берлин). В 1921 году переезжает в Прагу, где при участии чешского правительства основывает Русский юридический факультет в местном университете и возглавляет его до своей кончины.
Провозгласив необходимость поворота к философско-правовому идеализму, Новгородцев стал признанным главой школы «возрожденного естественного права» в России. Его учениками были: известный русский философ права и религиозный мыслитель И. А. Ильин (1883— 1954), юрист, философ Б. П. Вышеславцев (1877—1954), философ права Н. Н. Алексеев (1879— 1964) и др.
Отталкиваясь от работ представителей классического немецкого идеализма, Новгородцев попытался создать свою оригинальную версию естественноправо-вой философии, согласно которой разум является единственным источником идеи должного, идеи морального закона. Нравственная же идея, будучи приложена к сфере социальных отношений, приобретает форму естественного права, то есть форму неизменной идеальной нормы с меняющимся содержанием. В этом случае естественное право получает значение собственно философского мировоззрения, с позиций которого рассматривается возможность синтеза личного и общественного. Иными словами говоря, основа естественного права — это моральная идея личности, самоценной и самодостаточной.
Возрождение идеи философии естественного права в России во многом обязано деятельности Льва Иосифовича Петражицкого (1867 — 1931).
Петражицкий родился в Витебской губернии. Вначале обучался на медицинском факультете Киевского университета, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил образование в Германии. Возвратившись в Россию, защитил в 1897 году докторскую диссертацию и с 1898 по 1917 год занимал кафедру энциклопедии и философии права юридического факультета Петербургского университета. Под его редакцией издавался сборник «Новые идеи в правоведении».
Известен был Петражицкий и своей политической деятельностью. В 1905 — 1907 годах он приобрел широкую популярность среди русской интеллигенции в связи с критикой реакционного права самодержавной России. Являлся депутатом 1-й Государственной думы (1906), входил в состав ЦК партии кадетов. После большевистского переворота эмигрировал в Польшу, где вплоть до своей трагической кончины (покончил жизнь самоубийством в состоянии сильной душевной депрессии) занимал кафедру социологии Варшавского университета. Поляки считают его основателем польской школы социологии права.
Социально-психологические идеи Петражицкого в значительной степени повлияли на философско-правовую, социально-психологическую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США. В частности, известный немецкий теоретик права неокантианской ориентации Рудольф Штаммлер (1856—1938) в своей книге «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896) популяризировал идеи Петражицкого.
Если говорить кратко, то сущность психологической теории права Петражицкого сводится к следующему положению: право есть особый вид психических переживаний («правовых эмоций»), природа которых характеризуется тем, что мы приписываем себе известные права на действия или бездействия и одновременно сознаем, что определенные лица обязаны вести себя примерно аналогичным образом. Соответственно этому вся область права делится на две части — позитивное право и интуитивное право. Позитивное право — это специфические правовые эмоции, сопровождающиеся ссылками на нечто внешнее, обусловливающее данное поведение субъекта. Особым подвидом позитивного права является официальное право. Все остальные правовые эмоции представляют собой интуитивное право, присущее отдельным лицам и зависящее от их природных задатков, психики и степени приобщенности к социально-культурным ценностям. Следовательно, интуитивных прав столько, сколько существует индивидуумов.
Очень интересно и многопланово творчество Евгения Васильевича Спек-торского (1875—1951), правоведа, социального философа, теоретика культуры, ученого энциклопедической культуры.
Спекторский родился в городе Остроге Волынской губернии. В 1898 году окончил Варшавский университет, в 1901 — 1903 годах был в научной командировке в университетах Парижа, Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1913 года — профессор Киевского университета. В 1918 году его избрали деканом юридического факультета, а затем ректором университета. В начале 1920 года Спекторский эмигрировал. В Югославии он был профессором Белградского, а затем Люблянского университета. В 1945—1947 годах находился в лагере для перемещенных лиц в Италии. С 1947 года и до кончины Спекторский являлся профессором св. Владимирской Православной Духовной Академии в Нью-Йорке и первым председателем Русской академической группы в США.
Наиболее важным произведением Спекторского является двухтомный труд «Проблема социальной физики в XVII веке» (1910, 1917).
В 1925 году Спекторский опубликовал книгу «Христианство и культура», в которой обосновывается положительное значение христианства для философии, науки, искусства и права.
Одной из постоянных тем творчества Спекторского была история русской культуры. По этой теме им написаны многочисленные статьи о крещении Руси, о Петре I, о школах в русском государствоведении и т. д.
Большая часть жизни Спекторского связана с университетским преподаванием. В связи с этим им было написано несколько учебников, из которых особенно значимы «Начала науки о государстве и обществе» (1927) и двухтомная «История социальной философии» (1932).
В тесных научных и дружеских отношениях со Спекторским находился блестящий историк и философ права Федор Васильевич Тарановский (1875—1936), чье имя почти не упоминалось в советской литературе, хотя, на мой взгляд, его творческое наследие можно расценивать без всякого преувеличения как один из лучших вкладов в развитие не только российского правоведения.
Отец Тарановского был из православного духовенства на Волыни, а мать была из польской шляхетской семьи. Окончил школу и университет в Варшаве (юридический факультет). В 1899 году стал доцентом по кафедре юридической энциклопедии Варшавского университета. В 1901 году женился на Марии Н. Стефани, родители которой были выходцами из Далмации (историческая область на Балканах). В 1903 году Тарановский переходит работать на кафедру истории русского права. В 1904 году публикуется его монография «Юридический метод в государственной науке. Очерк развития его в Германии». Эта книга принесла Тарановс-кому всемирную славу и звание магистра государственного права. Вскоре он становится профессором Демидовского лицея в Ярославле. В 1908 году университет в Юрьеве (Тарту) избирает его экстраординарным профессором. В 1911 году выходит в свет капитальный труд Тарановского «Догматика позитивного государственного права во Франции во время старого строя». За эту работу Петербургский университет присудил ему звание доктора государственного права. Из Юрьева Тарановский переезжает в Петербург, где избирается профессором энциклопедии права Бестужевских высших женских курсов и профессором русского права Александровского лицея. Кроме того он приватно преподает историю русского права сыну великого князя Константина. В 1917 году получает кафедру Петроградского университета, но обстоятельства вынуждают его покинуть Петроград и перебраться в Киев, где им отклоняется предложение стать министром в правительстве гетмана П. П. Скоропадского (1873— 1945). Вскоре Тарановский уезжает в Белград. В Белградском университете он до самой смерти возглавлял кафедру истории права славянских народов.
Научные заслуги Тарановского были высоко оценены мировой научной общественностью. За свои многочисленные, весьма интересные и глубокие труды он был избран членом-корреспондентом Славянского института в Праге, членом Львовского научного общества и почетным членом Матыци Сербской.
Его перу принадлежат такие работы, как: «Сравнительное правоведение в конце XIX столетия» (1902), «Государственная практика и канцелярская наука в XVIII веке в Германии» (1902), «Феодализм в России» (1902), «Учебник энциклопедии права» (1917) и многие другие.
Нельзя не отметить и творчество известного правоведа и философа Ивана Александровича Ильина (1883—1954). Родился он в Москве, где учился в гимназии, а потом на юридическом факультете Московского университета. В 1906 году после окончания учебы в университете был оставлен там же для подготовки к званию профессора. В 1909 году становится приват-доцентом и после двухлетней зарубежной командировки в течение 10 лет преподает в Московском университете и в ряде других высших учебных заведений. Главным итогом его философских изысканий того периода явились два тома монографического исследования под названием «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918). Это исследование, писал Ильин, было задумано как своеобразное введение в спекулятивную философию, под которой понимается способность непосредственно улавливать смысл мыслимого предмета (предмета абстрактно-теоретического мышления, <а не чувственного опыта). По мнению многих историков философии, которое я всецело разделяю, этот труд до сих пор остается одним из лучших произведений русских авторов, посвященных философии Гегеля.
После переворота 1917 года Ильин включился в идейную борьбу с новым режимом, что послужило причиной его неоднократных арестов. В 1922 году был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России. С 1923 по 1934 год Ильин был профессором Русского Научного института в Берлине, активно участвовал в политической жизни русской эмиграции, несколько лет издавал «Русский колокол. Журнал волевой идеи». Когда к власти пришли нацисты, Ильина уволили из Русского Научного института и лишили права публичных выступлений как печатных, так и устных. В 1938 году он эмигрировал из Германии, перебрался в Швейцарию и поселился в пригороде Цюриха. В Швейцарии Ильин много писал и публиковал. Надо отметить, что перу Ильина принадлежит свыше тридцати книг, брошюр и несколько сот статей. По словам русского философа, литературоведа и публициста Н. П. Полторацкого (1921 —1990), Ильин был блестящим оратором, лектором, педагогом, публицистом и редактором, законченным стилистом, мастером русского языка.
Философские взгляды Ильина претерпели существенную эволюцию: начав с неогегельянства, он закончил социально-политической философией ярко выраженного религиозного характера. Человеческую личность Ильин рассматривает как некое вместилище духовного опыта (прежде всего религиозного). Соответственно этому утверждалось, что обновление человека следует начинать не с коренной ломки социальных условий его существования, но с обновления человеческой души и воли, с формирования у него веры, убежденности в святости семьи, любви к родине, национальной гордости.
Ильин был убежденным сторонником целостности и неделимости России, отстаивал доминирующую роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем, которое он связывал с восстановлением в России монархии.