Жил когда-то брахман Таподатта, которого в детстве отец никакими усилиями не мог заставить учиться. Когда отец умер и вся родня отвернулась от Таподатты, решил он все-таки одолеть науки, но весьма своеобразно. Ради этого стал он подвижником и начал предаваться самоистязаниям.

Увидел бог Индра эти самоистязания, изрядно удивился и, обернувшись брахманом, пошел к неразумному Таподатте, жившему на берегу священной реки. Когда Таподатта заметил брахмана, тот принялся кидать песок в реку. Наш подвижник с любопытством спросил пришельца:

— Что это ты так усердно делаешь, брахман?

— Я строю мост через реку, — ответил Индра.

— Какой же ты дурак! — рассмеялся Таподатта. — Ведь волны реки уносят твой песок!

— Коли тебе это видно, то чего же ты стараешься, не читая, не слушая мудрых людей, достичь знания с помощью одного лишь подвижничества?! Это такая же бессмыслица, как рога у кролика искать. Без учения ничего и никогда знать не будешь!

Услышав эти слова, призадумался Таподатта. В конце концов он понял, что подвижничество не спасет его от невежества. Когда это дошло до него, он бросил подвижничество и вернулся домой.

Невежество — опасная болезнь. Если ее запустить, она поражает всю душу человека.

В Древней Индии важную роль в борьбе с невежеством играли публичные споры, корни которых восходят к племенным собраниям. На эти собрания люди приходили ради победы в спорах. Много позднее основными участниками собраний стали брахманы, которые занимались толкованием правил, содержащихся в священных текстах.

Развитие форм и способов ведения диспутов в древнеиндийском обществе способствовало расцвету логической науки. Особенно это сказалось на разработке различных типов аргументации и доказательств.

Дискуссии между представителями соперничающих философских школ и религиозных сект обычно велись публично. Целью таких публичных дискуссий было утверждение превосходства одних философских или религиозных идей над другими, что возвышало или ниспровергало соответствующую школу, секту. Эта традиция сохранилась в Индии до наших дней.