От философски тенденциозной характеристики стоицизма переходим к гегелевской оценке скептицизма. Что же это за оценка?

Стоицизм, считает Гегель, так относится к скептицизму, как господин к рабу. Разрушающая деятельность скептика льет воду на мельницу стоика. Они спорят друг с другом, но не слышат друг друга. Все это может сочетаться в одном и том же лице, и тогда мы имеем дело с несчастным сознанием.

Стоик благодаря своему самообладанию является господином самому себе, но это же, как ни странно, делает его рабом самого себя, ибо его мыслящее самосознание есть господин, а его чувственность есть подавленный раб. Этой чувственности дает выход скептик, но он не был бы последовательным скептиком, если бы не пытался распространить свой скептицизм на чувственность. В конечном итоге он начинает метаться между своими мысленными конструкциями и реальной жизнью.

Самообман, опутывающий несчастное сознание, состоит в ложной оценке той жалкой действительности, которая складывается из отречений и жертв. В основе последних лежит эгоистическое самолюбование.

Несчастное сознание — это последняя капля, переполняющая чашу терпения экспериментирующего с собой самосознания. Стремясь к внутреннему единству, самосознание начинает тяготеть к мудрости, разумному синтезу идеального и реального, духовного и практического.