Эстетическая оценка связана с характером заинтересованности субъекта теоретической и практической деятельности. Эстетический характер деятельности является одним из важных способов человеческой самооценки, точнее, является одним из способов активизации и расширения самосознания, когда человек не только познает и практически изменяет мир, но и относится к миру по законам красоты и гармонии.

Эстетическое самосознание не императивно сравнительно с моральным самосознанием и не бесстрастно, подобно самосознанию науки. Его духовным стержнем является свобода, объединяющая сущее и должное, науку и мораль.

Эстетическое рассмотрение искусств — одна из сфер эстетики как философской дисциплины, иногда называемой философией искусства. Компонентами философии искусства являются социальная психология и социология.

В советской науке социологический подход к искусству, получивший широкое распространение в 20-е годы, доводил до карикатурности пресловутый «принцип классовости», то есть социальная природа искусства полностью отождествлялась с его классовыми функциями. Тем самым искусство растворялось в политизированной идеологии. Поэтому в ходу были высказывания об искусстве как орудии классовой борьбы. Когда же ставился вопрос об исторических перспективах развития искусства, следовал категоричный ответ: в бесклассовом коммунистическом обществе искусство исчезнет, вернее, перестанет походить на себя.

Только в 60-е годы наметился поворот к более трезвому взгляду на возможности социологии искусства. В это время выдвигается на первый план положение, гласящее, что социологическое рассмотрение того или иного произведения искусства зависит от анализа восприятия художественных ценностей различными категориями публики. Одновременно в центр социологии искусства было выдвинуто понятие «свобода» (Ю. Н. Давыдов). Данное понятие применительно к искусству отражает тот факт, что человека нельзя заставить эстетически пережить свое общение с искусством, ибо эстетическое переживание — акт добровольный. В отличие от добровольности в моральном смысле, когда, например, человек добровольно идет на смерть ради жизни других, здесь не требуется волевых усилий, но предполагается наличие определенной степени культурности, влекущей человека в мир прекрасного.