Говорят, жил когда-то на Руси Святогор-богатырь. Однажды снарядился он во чисто поле гулять. Заседлал своего доброго коня и отправился в путь.

Сила богатырская по жилочкам так и переливается, а померяться силой не с кем. Трудно от силушки, как от тяжелого бремени.

— Эх, найти бы мне земную тягу! — вздыхает Святогор. — Я бы в небо кольцо вбил да привязал бы к кольцу цепь железную и притянул бы небо к земле. Да где эту тягу найти!

Едет раз Святогор по долине между утесов и наезжает на маленькую сумочку переметную. Хотел он сумочку плеткой поддеть, а сумочка не сдвигается. Пробовал перстом поднять — не шелохне! ся. Слез богатырь с коня, ухватил сумочку двумя руками, рванул изо всей силы, но только до колен поднял, а сам намного в землю ушел. По его лицу не пот, а кровь потекла.

Бросил Святогор сумочку, на землю упал. Еле отдышался.

Тягу-то земную он нашел, а похвальба его оказалась пустой.

В предисловии к «Истории России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев (1820— 1879) писал, что русскому историку не нужно говорить читателям о значении и пользе отечественной истории. Увы, великий историк обольщался: он не мог даже помыслить, что в скором будущем многие из его соотечественников окажутся в роли Иванов, родства не помнящих, которые, не соизмерив сил своих, попытаются притянуть Родину к небесам утопических мечтаний. И наступит время, когда труд в поте лица сменится кровавой натугой. В результате этой сверхчеловеческой натуги лопнула становая жила и случилось самое страшное — прошлое перестало быть единым, а будущее, лишившись своей опоры в прошлом, превратилось для многих в жалкую надежду на корку черствого хлеба.

Не пора ли нам всем призадуматься и оглянуться?