Реформация явилась первой буржуазной революцией, направленной против политических и экономических оков феодализма.

С чего все началось?

— Народы, слушайте! — взывал с церковной кафедры монах августинско-го ордена Мартин Лютер. — Я хочу показать вам подлинное лицо вашего угнетателя — папы. Я пришел во имя Иисуса Христа и взываю к вам: не покоряйтесь папе, всадите нож в его сердце, считайте всех его приверженцев разбойниками, будь они короли или императоры!

Эти слова слетели с уст великого церковного реформатора, родившегося 10 ноября 1483 года в немецком городе Эйслебене в семье Ганса Лютера, работника горных промыслов. Его матерью была Маргарет Линдеман, горожанка из Эйзенаха.

К концу 20-х гг. XVI в. начали сгущаться тучи над реформаторами. Князья-католики попытались объединить свои силы для подавления нового вероучения. В 1529 году на втором рейхстаге в городе Шпейере князья-католики предприняли атаки на сторонников Реформации, на что реформаторы заявили резкий протест в виде знаменитой «Шпейерской протестации». Впоследствии название протестантов перешло на всех последователей нового религиозного учения. Соответственно этому Лютер считается основателем первой протестантской церкви.

Протестанты признавали единственным источником веры Священное Писание и призывали вернуться в церковном учении и богослужении к евангельской простоте первых времен христианства. Отсюда название протестантской церкви — евангелическая.

В результате раскола между немецкими и швейцарскими реформаторами возникло две протестантские церкви — лютеранская и реформатская (цвингли-анская и кальвинистская).

Кальвинистская церковь. Кому или чему она обязана своим названием?

10 июля 1509 года на севере Франции в городке Нойон в семье зажиточного прокурора и синдика местного соборного капитула Кальвина родился мальчик, окрещенный Жаном. Родители обеспечили ему достаточно хорошее образование, включая учебу в Париже.

В 1536 году Кальвин проездом через Швейцарию попал в Женеву, в которой только что одержали победу реформаторы. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины реформаторов Фареля. Женевские идеологи Реформации начинают усердно работать над организацией молодой церковной общины евангелистов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета, и Кальвин вынужден удалиться в Страсбург, где женится на тихой и болезненной вдове Иделетте Штордер. В Германии он принимает деятельное участие в съездах проповедников Реформации и сближается с Меланхтоном. При этом его не покидает мысль о возвращении в Женеву, где остался со своими «штурмовыми отрядами» Фарель.

Когда партия сторонников Фареля прочно укрепилась в Женеве, Кальвин принимает решение ехать в Швейцарию и в 1541 году вновь появляется на улицах Женевы. Развернув чрезвычайно кипучую деятельность, он в короткий срок реализует программу религиозно-нравственной диктатуры консистории пасторов-реформаторов. «Женевский папа» превращается в догматического узурпатора, не признающего никаких идейных и политических компромиссов. Он не всегда отделяет врагов Реформации от своих личных недругов.

Когда женевская оппозиция Кальвину потерпела сокрушительное поражение на выборах 1555 года, он стал фактически единовластным диктатором Женевы. Эта диктатура длилась девять лет.

27 мая 1564 года после долгих страданий скончался Жан Кальвин, личность яркая и незаурядная, сделавшая Женеву духовным центром Реформации.

Распространение кальвинизма совпало с ростом католической реакции, затормозившей успехи Лютера. Если ранние реформаторы учили, что не внешние дела, а лишь вера спасает человека, то Кальвин идет дальше, утверждая, что все зависит от Бога, что свободной воли нет, а поэтому у человека не должно быть места для религиозных сомнений. Характерно звучит его заявление: «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего».

Лютер и Кальвин быстро разошлись с гуманистами, которые от сочувствия идеям Реформации перешли к нелицеприятной критике насаждения этих идей. Реформаторы не простили им этого и так же травили глашатаев гуманизма, как и ортодоксальные католические богословы.

Университетская культура, проникшая в одаренную крестьянскую душу, не сделала доктора Лютера интеллигентом-гуманистом. Он никогда не сумел понять гуманистов. Поэтому-то и вел излишне сердитую полемику с Эразмом Роттердамским.

18 февраля 1546 года в родном городе Эйслебене скончался Мартин Лютер, куда попал проездом, направляясь во владения графов Мансфельдских, чтобы рассудить их спор относительно доходов с рудников.

«Боже, как это больно и страшно — уходить в иной мир», — прошептал, умирая, великий реформатор.

22 февраля его тело, уложенное в массивный оловянный гроб, было доставлено в Витгенберг. В замковой церкви города состоялось торжественное захоронение тела человека, приведшего в страшный трепет папский Рим и пробудившего к деятельной жизни буржуа Нового времени.