Гашек Ярослав Матей Франтишек (1883—1923) — известный чешский писатель, родился в Праге в семье учителя Йозефа Гашека, женатого на Катержине Ярошовой. Семья учителя с трудом перебивалась, едва сводя концы с концами. После окончания пятого класса начальной школы Ярослав хорошо сдал экзамены и был зачислен в гимназию. Вскоре после этого отец ради скудного приработка определил сына в костел Св. Штепана министрантом, то есть прислужником. Здесь будущий писатель познакомился с церковными обрядами, с обычаями и нравами духовенства, которые впоследствии весело представил в своих юморесках и в «Похождениях бравого солдата Швейка» (1921 — 1923).

В 1896 году умер его отец. Гашекам стало жить трудно. Пани Гашекова вынуждена была устроить Ярослава в небольшой магазинчик, торговавший лекарствами и предметами бытовой химии. Хозяином его был пан Кокошка.

В 1899 году Ярослав без особого энтузиазма поступил в коммерческое училище, называвшееся Торговой академией. За отличную успеваемость он, слава Богу, был освобожден от платы за обучения.

В 1902 году заканчивается учеба в Торговой академии, и Ярослав устраивается на работу в банк «Славия», где последние годы своей жизни трудился его отец, но сын трудолюбивого отца проработал там не слишком долго.

В семнадцать лет Гашек приобщился к журналистике и стал печататься в газете «Народни листы». Именно эта газета создала ему доброе имя. Понемногу он начал пытать счастье в других редакциях, буквально наводняя развлекательные разделы газет и журналов своими юморесками и фельетонами.

Издатели с удовольствием печатают его, но при этом, конечно, видят его авантюристические склонности и непостоянство.

В 1904 году Гашек примыкает к анархистам, издававшим журнал «Омла-дина». Он принимает самое активное участие в собраниях анархистов, выступает на них с лекциями. В мае 1907 года «разводится» с анархистами.

В конце 1905 года он знакомится с Ярмилой Майеровой — своей будущей женой, дочерью разбогатевшего штукатура, мечтавшего выдать дочь замуж не за «паршивого анархиста», а за солидного и хорошо обеспеченного человека. Тем не менее Гашек добился своего, и 23 декабря 1910 года состоялась свадьба. Увы, но этот брак не был из числа прочных. Супруги после рождения их единственного сына Риши в 1912 году расстались, не оформив официального развода, но сохранили взаимное уважение.

В 1909— 1910 годах Гашек был штатным сотрудником журнала «Мир животных», хозяин которого использовал журнал для рекламы и печатания прейскуранта цен на собак. В «Швейке» будет увековечена история этого пребывания в «собачьем» журнале «Мир животных» и регулярное посещение псарни на улице Над Кламовкой.

К тому времени Гашек прослыл неподражаемым мистификатором, чем гордился и даже демонстративно бравировал. Именно это свойство его натуры ускорило рождение образа великого Швейка. Очевидно, сие исторически важное событие произошло в один из майских дней 1911 года. В тот день Гашек пришел домой изрядно утомленным, что для почетного члена пражской богемы было нормальным состоянием, и нацарапал на обрывке бумаги слова, которые запечатлены в истории «золотыми буквами» из желтой фольги: «Идиот на действительной».

22 мая 1911 года в журнале чешского художника и писателя Йозефа Лады (1887—1957) «Карикатуры» был опубликован рассказ Гашека «Бравый солдат Швейк», спустя несколько месяцев переизданный под названием «Поход Швейка против Италии». Не прошло и месяца, как в «Карикатурах» вышел второй рассказ — «Швейк закупает церковное вино». Здесь читатель впервые сталкивается с прототипом фельдкурата (полкового священника в австрийской армии, имевшего чин и права офицера) Каца.

Наступает зловещий 1914 год — год 1-й мировой войны.

В воздухе тошнотворно завоняло тухлятиной.

В один из февральских дней 1915 года Гашек в качестве вольноопределяющегося объявился в казармах 91-го пехотного полка. Здесь началась его военная одиссея, описанная в «Похождениях бравого солдата Швейка во время мировой войны».

В полку у Гашека родилась большая воинская дружба с Франтишеком Страшлипкой, денщиком поручика 11-й маршевой роты Лукаса (в книге Лука-ша). До призыва в армию Франтишек был каменщиком в села Гостивице у Кладно. Он-то и помог писателю довершить образ Швейка.

Война!

Голос публициста на некоторое время замолкает. К литературному труду Гашек возвращается только летом 1916 года, когда перед ним, военнопленным, открыла такую возможность выходившая в Киеве газета «Чехослован».

Рано утром 24 сентября 1915 года Гашека и Страшлипку, сладко спящих в сыром окопе близ села Хорупаны, расположенного в ста километрах северо-восточней Львова, застигла внезапная контратака русских войск. Поручик Лукас дал приказ к срочному отступлению. Ефрейтор Гашек, связной 11-й полевой сотни, и денщик Страшлипка приказу не подчинились. Дождавшись подходящего момента, они сдались в плен.

Пройдя 350 верст нелегких тыловых дорог, дезертиры очутились в лагере военнопленных — в Дарнице под Киевом. Потом Гашека послали еще дальше, в глубь России, в лагерь военнопленных в селе Тоцкое у Бузулука. Жизнь в лагере была несладкой. Грязь, холод, болезни. Пленных безжалостно косил тиф. Заболел и Гашек. Только чудом спасся он от лопаты могильщика.

В апреле 1916 года царское правительство позволило Чешской дружине, организованной в августе 1914 года как отряд чешских добровольцев из граждан царской России, набирать новых солдат среди военнопленных на всей русской территории. Так военнопленным из Чехии и Словакии была предоставлена возможность сражаться вместе с русской армией против Австро-Венгерской Империи. Гашек одним из первых записался в дружину. В июне 1916 года его включают в добровольческий полк, позднее переименованный в 1-й стрелковый полк имени Яна Гуса, который сформировался в Украине. Вскоре Гашека назначают писарем этого полка.

Сразу после того, как он прибыл в полк, базировавшийся в украинском городе Березна, его перевели в Киев, в управление Союза чехословацких обществ в России. Именно в это время он становится сотрудником киевской газете «Чехослован», которая начала издаваться еще перед войной чехами, давно переселившимися в Россию. Издателем и главным редактором газеты был Венцеслав Швиговский, после войны шеф-редактор чехословацкого агентства печати «Центро-пресс». Редакция располагалась в центре Киева на Владимирской улице. Сотрудничество с «Чехослованом» продолжалось с июля 1916 по февраль 1918 года, когда Киев оккупировала немецко-австрийская армия.

Гашек с горечью рассказывает в своих фронтовых письмах и корреспон-денциях об отступлении летом 1917 года русских войск и сдаче немцам крупных районов Украины, виня за это отступление большевиков.

Октябрьский переворот 1917 года он встретил негативно, как и переговоры большевиков с Австро-Венгрией и Германией *об окончании войны.

В фельетоне от 24 декабря 1917 года Гашек язвительно выговаривает советскому правительству за то, что оно отменило рождественские праздники. В это время Томаш Масарик (1850—1937), руководитель либеральной Чешской народной партии (1900— 1920) и будущий президент Чехословакии (1918—1935), подчинил находящиеся в России чехословацкие легионы чехословацкой армии во Франции. Фактически это означало их подчинение французским вооруженным силам. Легионы надлежало срочно перебазировать из России во Францию.

Гашек, как и многие его соотечественники, был не согласен с этим перемещением. Он считал, что легионеры должны остаться в России для оказания помощи русским в отражении наступления немецко-австрийской армии. Масарик же отдает приказ о переброске легионов через Сибирь во Францию. Часть чехов и словаков не подчинились этому приказу и перешли на сторону большевиков. Среди них был и Гашек, хотя к большевикам он не питал особой симпатии.

Будучи в Киеве, Гашек продолжил свою работу над образом Швейка. Летом 1917 года писатель издает в Киеве, точнее говоря, в Борисполе под Киевом небольшую книжку «Бравый солдат Швейк в плену». Эта киевская повесть была генеральной репетицией перед работой над «Похождениями бравого солдата Швейка в мировую войну».

В марте 1918 года «полевевший» Гашек вместе с сотрудником «Чехослова-на» Бржетиславом Гулой, в недалеком будущем одним из ведущих деятелей коммунистической организации чехов и словаков в Советской России, едет в Москву. В марте того же года в Москве создается газета «Прукопник», орган чехословацких социал-демократов (коммунистов-интернационалистов).

В Москве Гашек вступает в Российскую Коммунистическую партию (большевиков), не столько по идейным убеждениям, ибо в марксизме он не был силен, сколько по причинам негативного отношения к тиранической монархии Австро-Венгрии, Германии и России. Характерно, что после возвращения в Прагу, хотя он уже и был членом РКП (б), Гашек не примкнул к левым социал-демократам и не вступил в КПЧ, хотя по-прежнему считал себя представителем прогрессивных сил Чехословакии. #

Вскоре Гашек едет агитатором в Самару, через которую весной 1918 года двигались чехословацкие легионеры, направляясь во Францию. После падения Самары летом 1918 года он скрывался среди мордовских крестьян, которые и спасли его от верной смерти. В сентябре-октябре того же года наш искатель приключений появляется в освобожденном Красной армией Симбирске, и его направляют в Бугульму, в распоряжение коменданта города. В этом захолустном татарском городишке он пробыл до конца 1918 года, работая на посту помощника коменданта города.

Из Бугульмы Гашек перебирается в Уфу, где со временем становится руководителем передвижной военной типографии. Здесь же он знакомится с Александрой Гавриловной Львовой, которая была работницей типографии. Шулинька (Шурочка), как ее ласково называл Гашек, вскоре стала его второй женой, хотя официально брак был оформлен только в Красноярске 15 мая 1920 года.

В мае 1919 года мы встречаемся с писателем уже в Челябинске, где он возглавляет секцию недавно созданного Иностранного политотдела 5-й армии. Находясь в 5-й армии, Гашек участвовал в выпуске бурято-монгольской газеты «Ур» («Заря»), материалы для которой он писал на русском языке, а сотрудники газеты переводили их на бурятский и монгольский. Востоковедческие интересы Гашека того периода были вполне серьезными. Например, выступая перед китайцами, он нередко вставлял в русскую речь китайские слова, чем изумлял слушателей и вызывал их аплодисменты.

В сентябре 1920 года, прежде чем было принято решение о его возвращении на родину, Гашек записался на двухгодичные курсы восточных языков при Иркутском университете.

Во второй половине сентября 1920 года в Чехословакии происходят перемены в руководстве социал-демократической партии, и тогда же Центральное чехословацкое бюро по агитации и пропаганде при ЦК РКП (б) принимает решение о возвращении чехословацких красноармейцев на родину, чтобы оказать помощь левому крылу социал-демократов..

26 ноября 1920 г. Гашек вместе с женой выехал из Москвы, направляясь на родину. В декабре он вступил на чешскую землю. Партийные функционеры встретили его неприветливо и даже подозрительно, не говоря уже о чешских «патриотах», которые не могли простить Гашеку его недавнее «большевистское прошлое». А тут еще, ко всему прочему, начало тяжело давить катастрофическое безденежье. Очутившись в финансовой пропасти, он хватается за каждую возможность подзаработать, вновь заводит связи со своими бывшими друзьями из пражской богемы, много пишет для самых разных газет и журналов.

Третье рождение бравого солдата Швейка произошло в феврале 1921 года. Словно предчувствуя свою близкую кончину, писатель работал как бешеный. Когда уставала рука, начинал диктовать. Первую часть под названием «В тылу» он написал еще в Праге. Вторая увидела свет осенью 1921 года в Липнице-над-Славой у Гавличкова Брода, куда по приглашению художника Ярослава Па-нушки писатель удалился для творческой работы и поправки здоровья.

В начале 1922 года Гашек принялся за третью часть «Швейка», а 29 декабря того же года диктовал бессмертную историю бравого солдата в последний раз.

Здоровье Гашека стремительно ухудшалось, постоянно отекали ноги. Все реже и реже он покидал дом, чтобы подышать свежим воздухом. Но писатель старался не подавать виду, что чувствует себя плохо. 2 января 1923 года Гашек сказал своей жене: «Я никогда не думал, что умирать так тяжело». А 3-го января его не стало. Похоронен писатель на деревенском кладбище в Липнице.

Веселая книга и далеко не всегда веселая жизнь. Таков жизненный путь многих талантливых писателей. Единственным утешением может служить то, что они являются своеобразными богами-творцами, созидающими ^овые миры. Потом в эти миры приходят люди, но не пешеходы, а читатели. За подобного рода путешествиями наблюдает ученая братия, в том числе философы. Среди этих философов имеются представители такой во многом загадочной философской дисциплины, как эстетика, которую не следует путать с литературной критикой и философией искусства.

Что это за слово «эстетика»?