Объект философии
Объект в философии – это предмет философии, рассматриваемый внутри природы вещей и оцениваемый вне зависимости от того субъекта, который познает.
Нельзя, конечно, рассматривать объект вне зависимости от субъекта, даже если речь идет о философском учении. Вместе с тем многие мыслители старались отыскать такие объекты философии, которые были бы абсолютно самостоятельными.
Объект философии – это не что иное, как универсум, то есть окружающий мир и та реальность, в которой он существует. Особенное внимание в философском учении уделяется человеку, считающемуся предметом философии.
Что является объектом в философии?
Объектом философии является объективная реальность, заключающая в собственных пределах человеческую жизнь. Под видом реальности же выступает все существующее в различных видах (не только явных). Другим ее определением в философии может быть понятием «бытия».
Действительность и реальность
Когда бытие проявляется для физических чувств, то оно может именоваться действительностью. Та же часть бытия, которая не была проявлена, называется реальностью. Сама реальность считается скрытой, однако умопостигаемой. Это обеспечивает ее универсальность. Единое бытие, таким образом, составлено из сторон:
- Реальности, являющейся причиной и условием изменения действительности;
- Действительности, являющейся той же реальностью, которая проявляется в пространственных и временных очертаниях.
Получается, что действительность управляется умопостигаемой реальностью. Изменчивость бытия, составленного из реального и действительного, способствует возникновению вопроса о закономерности изменчивости бытия. Изменение окружающего мира происходит в ритмичном порядке – даже если говорить о физических законах.
Вот одной из задач философского познания и является рассмотрение причин постоянного изменения окружающего мира. Когда познание может прогнозировать варианты, связанные с развитием действительности в будущем, оно может называться мудростью. В сущности, мудрость является знанием, которым обладает закономерно развивающееся бытие в самых разных областях. Таким образом, постигается «невидимое» и осуществляется подготовка к будущему.
О предмете философии
Не зря неофициально философскую науку называют любовью к мудрости. Если говорить о том, что является объектом философии, то здесь в этом качестве выступают знания о действительности, которая объективно изменяется. Так определяется «внешняя» мудрость, которая проявляется в человеческом отношении к миру, который его окружает.
Предметом данной науки является знание о различных принципах, а также закономерностях той реальности, которая постигается умом и рождает «внутреннюю» мудрость. Обнаружение «внутренней мудрости» возможно в том отношении, который человек проявляет по отношению к самому себе.
Общие принципы познавательных процессов определяются единством внутренних, а также внешних отношений человеческого индивида к окружающему миру. Таким образом, философия оказывается внешним проявлением философской мудрости. Сама же мудрость – это внутреннее философское содержание.
Отношения человека с окружающим миром
Когда говорят о том, что является объектом изучения философии, рассматривают действительность отношения человеческого индивида и окружающего мира. Для выяснения специфики философского предмета, выясняется угол зрения, под которым осуществляется отображение изучаемого явления.
Прежде всего, акцент ставится на сущности изучаемых отношений, их первоначалах, специфике мирового устройства, взаимосвязях. Выходит, что предмет философии – это ее же объект, связанные с отношением между окружающим миром и человеком, рассматриваемый вместе с мировой и человеческой сущностью. Изучаются возможности для преобразования человеческой личности, структура мира, в котором человек обитает.
На различных исторических этапах философский предмет мог представить не в полной целостности, а именно так, как на тот момент требовалось ему предстать для освоения окружающей действительности.
Сначала мыслители задавались только вопросами первоначал окружающего мира, его устройства и структуры, теми или иными его сторонами. Впоследствии, на основе результатов размышлений формировался смысл бытия, рассматриваемый философами в качестве одной из основных задач.
Хотя всегда отмечалось многообразие подходов, связанных с отношением между человеком окружающим миром, появлялась потребность в целостном представлении про мир и собственное «я». Подобный подход обуславливался спецификой человеческой жизни.
Решение проблем, касающихся практической человеческой деятельности, зачастую оказывается невозможным без наличия философски обоснованных представлений о целостности окружающего мира. Собственно, никакая деятельность и невозможна без непосредственного существования мира.
Задачи философии
Отсюда вытекают такие важные задачи, существующие для философской науки, как:
- Обозначение природы окружающего мира.
- Обозначение социальных и личностных интересов по отношению к миру, их характера и даже направленности.
- Историческое социальное развитие.
Для решения вышеуказанных задач философия предлагает несколько подходов. Например, людям необходимо считаться с тем, что существует объективный мир, имеющие объективные закономерности, природные связи. Основой этого мира является материальное начало ,а сам человек представляет собой часть окружающего мира.
Виды объекта философии
Существуют различные виды объекта философии, связанные с тем, что сама философская дисциплина является многосторонней и многогранной. Соответственно, и изучаемый объект не может быть единственным. Пожалуй, более всего внимание обращается на человека, социум и окружающую природу, как достойные предметы изучения, их закономерности и взаимосвязи.
Общество, как объект философии
Вне зависимости от уровня своего развития общество не представляет собой однородную совокупность различных индивидов, поскольку связано с отношениями между абсолютно разными социально-историческими общностями. Каждая такая общность имеет собственные качественные характеристики, которые необходимо регулярно изучать и анализировать.
Философская наука характеризует социум в качестве динамической системы, которая саморазвивается. При серьезных изменениях он все равно продолжает сохранять собственную сущность, а также показатели качественной определенности.
Начальные представления, рассказывающие про системность в окружающей природе и социуме, встречаются уже в трудах некоторых античных мыслителей, когда они говорили о том, что бытие упорядочено и целостно. Из философов нового времени, занимающихся данными вопросами, следует отметить Конта, Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера и так далее.
Сам по себе социум является социальной системой, которая может развиваться сама по себе,а существует за счет человеческой деятельности. Собственно, именно в человеческих материальных или духовных взаимоотношениях и следует искать настоящий системообразующий социальный фактор.
Социальные системы
Характеристиками социальной системы являются:
- Открытость;
- Согласованность подсистем.
- Неравновесность.
Динамика социальных систем может описываться посредством использования специальных моделей. Иногда в роли социальных систем могут выступить некоторые элементы общества, являющиеся его подсистемами, вроде тех или иных областей общественной жизни, взаимосвязи человека и социума, этнических групп, государственных союзов.
Такие подсистемы объединяются за счет различных рабочих взаимодействий и отмечаются наличием процессов:
- Самостоятельной регуляции;
- Самостоятельного воспроизведения;
- Самостоятельного структурирования.
Общество в роли социальной системы может характеризоваться согласованностью между подсистемами, открытостью и даже непредсказуемостью, поскольку существует несколько вариантов его развития.
Природа как объект философии
Если рассматривать природу, как объект философии, то данный термин используется наукой сразу в нескольких интерпретациях:
- Чтобы обозначить все существующее.
- Чтобы определить внечеловеческую реальность (мир, существующий вне зависимости от антропологического фактора).
- Как синоним термину «сущность».
Представления древних
Что касается представлений древних, то природа ними соотносилась с людьми, люди поэтому задумывались о том, какой сущностью наделены психические процессы и постепенно начали использовать анимизм, связанный с уверенностью с существовании человеческой души. Можно еще отметить такое определение, как гилозоизм, когда душой наделялся полностью окружающий мир.
Именно эти мировоззрения послужили последующему формированию рационалистических представлений о том, что представляет собой природа. Так появилось понятие «логоса», то есть всеобщего закона, который способен управлять миром. Он управляет и природой и человеком. Но человеческий разум изначально оспаривал право на самостоятельное преобразование природы.
Современная философия
При изучении строения современного материального мира прибегают к использованию системных подходов, предполагающих, что необходимо рассмотрение любых объектов природы в качестве сложных образований. Собственно, выработка самого понятия «система» в свою очередь и была необходима, чтобы обозначать составную целостность объектов. При этом акцент также ставится на наличие взаимосвязей между системными элементами.
Само определение «элемента» предполагает присутствие неделимого компонента в пределах системы, но только по отношению к представленной системе. Если анализировать отношения элемента к остальным системам, то здесь представлена уже достаточно комплексная система.
Системная целостность может подразумевать возникновение новых интерактивных свойств после того, как составные части образуют общую систему. В природе и философском ее понимании такие системы могут быть представлены микромиром, макромиром, а также мегамиром.
Человек как объект философии
Человек как объект познания в философии рассматривается не только в социальной, но и в родовой совокупности. Если изучать сущность человека через призму философии, возникает достаточно большое количество вопросов, затрагивающих человеческую сущность, познаваемость или непознаваемость явления, универсальность, доминирование биологической или же социальной человеческой природы, эволюционные начала и системы, связанные с человеческими ценностями.
Философская антропология, занимающаяся ответами на данные вопросы, развивается с древних времен и продолжает развиваться наряду с развитием социоприродных областей человеческого обитания и непосредственного развития самого человека.
Соответственно, следует говорить и о сегодняшней актуальности и даже злободневности данного вопроса. Причем, такая актуальность порождена не конъектурными особенностями, а результатом человеческой деятельности (в хозяйстве, экологии, социуме и так далее).
Объект исследования в философии
Центральным объектом исследования философии является мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир. В качестве же философского предмета рассматриваются закономерности, характеристики, а также формы бытия, которые действуют во многих материальных и духовных сферах.
Взаимосвязь философии и человека
Нельзя не говорить о тесной взаимосвязи философской науки и человека. В частности, можно отмечать следующие исторические периоды, связанные с развитием тех или иных точек зрения на проблему человека и его роль в окружающем мире:
- Сначала уровень понимания проблемы воспринимался, как методологически исходный философский принцип. Человек рассматривался в роли главного объекта или предмета философствования, определялась важность такого принципа.
- Уровень философского осмысления человеческого индивидуума. Рассматривается самостоятельность человека для философской рефлексии, применяются средства глубинного анализа при изучении проблемы человека.
Получается, что проблема человека во все времена находилась в глубине философских исследований, вне зависимости от проблем, которыми эта наука была занята.
Выделяются еще такие периоды философского изучения проблемы человека, как центрального объекта философствования:
- Рассматривание проблемы метафизическими средствами (античными представителями);
- Рассматривание проблемы теологическими средствами (средневековыми мыслителями);
- Анализ проблемы посредством математических и механических методов (философами нового времени);
- Рассматривание человеческой проблемы биологической наукой.
Чтобы человек мог быть исследован, как сложный объект для познания, был выработан комплекс понятий, благодаря которому определяется человеческая природа и сущность, смысл человеческого существования.
В первую очередь, человек представляет собой самый высокий уровень среди живых организмов, обитающих на нашей планете. Кроме философии он является субъектом и объектом изучения многих наук и видов деятельности, включая культуру, а также историческую деятельность.
Философские понятия о человеке
Не следует забывать о родовой категории такого понятия, как человек, поскольку одно определение может выражать общие характеристики рода или же социализированного индивида. Данное понятие объединяет различные характеристики человека, включая социальные и биологические.
Определение «индивид» используется при изучении отдельной человеческой единицы в философской науке. Индивидуальность здесь рассматривается в качестве комплекса самобытных черт и качеств, которыми индивид обладает.
Личностью являются социальные характеристики, которыми обладает индивид и которые он приобрел при воспитании, духовном развитии или общественном взаимодействии. У личности обязательно присутствуют динамические черты, так как статической она быть просто не способна.
Человеческая природа изначально предполагает активность и деятельность, так как человек волен самостоятельно творить собственную судьбу, а также творить мировую историю и культуру. Что касается деятельности, то ее можно рассматривать в качестве метода человеческого существования в роли творческого индивида (речь идет не обязательно о культурном творчестве, но человек рассматривается в роли исторического и жизненного творца).
Жизнь заставляет индивида постоянно меняться и определенным образом менять тот мир, который его окружает. Соответственно, у людских способностей наличествует характер конкретной историчности, которые меняются в процессе деятельности.
По мнению того же Маркса внешние человеческие чувства формировались под воздействием труда и индустрии. Деятельность делает человека более пластичным и гибким, дает ему физическую энергию и возможности для постоянного поиска.
Причем человек имеет не только социальный, нот также биологический механизм, ответственный за наследование. Например, социальное наследование проходит в процессе социализации, то есть личностном становлении, которое осуществляется через воспитательные процедуры.
Еще человек не может без коллективного жизненного образа, так как только подобная деятельность позволяет ему создавать и развивать основные собственные характеристики. Богатый человеческий ум и его эмоциональный мир определяются широтой его коммуникационных возможностей и взаимодействием с остальными индивидами.
Людям подвластно создание собственных орудий труда и последующее их совершенствование. С опорой на нравственные нормативы, человек регулирует свои взаимоотношения.
Эволюция философских взглядов
Необходимо отметить постоянные изменения взглядов разных мыслителей на человеческое существо в разные исторические периоды. Развитие философских взглядов прослеживается с ранних эпох. Причем, взгляды постоянно менялись и были склонны к эволюционированию.
Можно акцентировать внимание на следующих философских подходах, помогающих определить человеческую сущность:
- Субъективистский, когда изучается внутренний человеческий мир.
- Объективистский, когда человек рассматривается в качестве носителя внешних жизненных условий.
- Синтезирующий, когда человек рассматривается в качестве союза субъективных и объективных причин.
Среди последователей вышеуказанных подходов разделяются такие определения, как человеческая сущность и человеческая природа или же не разделяются.
Объект познания в философии
Основным объектом познания в философии является человек и все, что только может быть связано с ним: это отношения с окружающим миром, закономерности развития и существования. Также роль еще одного объекта познания в философской науке играет мир в качестве единого целого, благодаря чему определяется общих взгляд на окружающий мир.
Человек как объект познания в философии
Необходимо отметить, что вопрос о человеке занимает одно из самых важных мест в философской науке. В частности, ставятся такие важные проблемы, как значение человека в современном мире, его точное место в социуме.
Сам же раздел философии, занимающийся решением вышеуказанных вопросов, называется философской антропологией. Проблемы же, связанные с человеком, оказываются важны потому, что одной из целей философии также считается решение мировоззренческих вопросов, связанных со свободой человека, его местом в социуме и перспективами человеческого развития.
Решать же такие проблемы необходимо потому, что человек является творцом общественной истории, субъектом многих форм деятельности. Соответственно, понимание его сущности практически гарантирует понимание того или иного исторического процесса.
Об ответственности человека
Поскольку глобальные проблемы в современное время продолжают обостряться, человек становится еще более ответственным за собственную деятельность. Прежде всего, он отвечает за то, чтобы сохранять земную природу. Философский же подход специфичен потому, что здесь человеческая личность рассматривается в качестве целостности, немало внимания уделяется связям человека с окружающим миром.
Интересно, что те же античные мыслители (например, Аристотель) не зря называли человеческое существо общественным животным, поскольку так они обозначали его главную сущность. Много позже Плеханов уточнял, что человек представляет собой, действительно, общественное существо, которое может производить и эксплуатировать орудия труда, способствовать изменениями окружающего мира, использовать собственное сознание в качестве функции головного мозга, применять в своих целях членораздельную речь.
В сущности, можно будет правильно говорить о том, что в человеке соединяется природное с социальным. Решатся же такой вопрос мог абсолютно по разному, в зависимости от философского учения:
- Натуралистическое отношение к человеку;
- Социологическое.
Натуралистические подходы связаны с преувеличением человеческого природного начала, которое непосредственно влияет на человеческую жизнь. Такой пример можно, например, отыскать в учении социального дарвинизма, когда закономерности эволюции был просто-напросто перенесены в социальные законы.
Сущность человеческой природы
Человеческая природа, согласно представителям натуралистического подхода, никогда не меняется. Основа человеческой природы может быть:
- Физической;
- Генетической;
- Естественной.
Общность подобного основания заметна хотя бы в том, что человеческое существо, как и животные, нуждаются в употреблении пищи, в кислороде. Человеческое здоровье определяется основой организма. Без этого социальные функции и их реализация оказываются невозможными.
Естественная основа подразумевает рассматривание человека в качестве природного явления, который является зависимым от нее. Это, кстати, дополнительно подчеркивает важность экологической проблемы. Человек способен осознавать собственную роль, анализировать свой жизненный смысл, понимать конечность собственного бытия.
Достаточно важным фактором, необходимым для понимания человеческой сущности, оказывается религия. В контексте философии религиозные вопросы всегда считались важными, а средневековую эпоху – тем более.
Что касается взглядов философов нового времени на человека, то они достаточно многообразны. Вместе с тем немало мыслителей полагают, что человеческая сущность заключается в адекватной способности отличить прагматичное от целостного. Реальному миру нужна прагматичная и адекватная оценка.
Выводы об объекте философии
Как мы видим, объектом философии является окружающий мир, а ее предметом – человеческий индивид. Явственной оказывается взаимосвязь между объектом и предметом, закономерности которой тоже рассматриваются и изучаются философским учением.
В различные эпохи разными философскими течениями тот же человек и его предназначение рассматривались отлично друг от друга. Вместе с тем определенная общность, связанная с основным местом человека сохранялась.