Структура философии

Структура философии – это взаимосвязь трех частей, включая онтологию, гносеологию и аксиологию, которые достаточно тесно объединены.

Структура философии является достаточно широко обсуждаемым и спорным вопросом. Чаще всего ее значение трактуют в качестве единого целого, но состоящего из нескольких разделов:

  • Онтология, рассказывающая про бытие;
  • Гносеология, рассказывающая про познание;
  • Аксиология, рассказывающая про ценности.
 

Вступление в структуру философии

Самый первый онтологический уровень предполагает решение проблем, связанных с общими взаимоотношениями, существующими между людьми и внешним миром. Человеческая единица является особенным мыслящим структурным юнитом жизни и поэтому соотносится с реальным миром.

Именно поэтому и появляются вопросы, касающиеся сущности окружающего мира, а также его происхождением. Людям становится интересно, что лежит в основании мира и какой по структуре является такая субстанция – она может быть из духа или же из материи. Поэтому начинаются попытки обозначить главные формы возникновения мира, ищутся ответы на вопросы:

  • О единстве или множественности того мира, где мы живем;
  • О направлении его роста;
  • О том, существует ли какое-нибудь развитие вообще.

Такие вопросы ставятся философией в предельной форме, поскольку здесь изучаются самые основные предпосылки бытия, изучаются общее взаимодействие мира и человеческой единицы, анализируются закономерности бытия. Таким образом, решения проблем в онтологии оказываются самыми разными и, соответственно, философские системы тоже становятся разнообразными.

Философы могут по-разному отвечать на вопросы, касающиеся мировых основ, ведь кто-то полагает, что основанием всего является дух, а кто-то рассматривает в качестве основы материю. Соответственно, получается идеалистическая и материалистическая концепция мирового основания.

Некоторые мыслители закладывают в основы какую-нибудь одну субстанцию. Другие философы настаивают на нескольких. В этом случае учения начинают делиться на монистические и дуалистические. Объединены же они единым проблемным полем, внутри которого уже наблюдается разнообразие.

Человек одновременно представляет собой часть бытия и противостоит этому же бытию, вполне осознавая такое противостояние. Так мы получаем возможность рассматривать мир в качестве познаваемого объекта. Речь идет не только о внешней вселенной, но и внутреннем человеческом мире или внутреннем людском мире, включая общество.

Именно на данном уровне и становится вопрос, касающийся познаваемости и того, насколько обоснованы наши знания о мире. Все это вопросы гносеологии, в пределах которых выстраивается теория познания, являющаяся философским учением, рассказывающим про:

  • Закономерности человеческой деятельности;
  • Людские знания.

Первоочередной здесь становится проблема, связанная с взаимным действием между субъектом, который должен познавать и объектом, который познается. Такая гносеологическая позиция предельна потому, что по сравнению с конкретными научными направлениями она касается вопросов основания знаний, а также познаний.

Специалист, разбирающийся в частных научных направлениях, вряд ли станет интересоваться тем, как познаваем окружающий мир, поскольку предмет частной науки построен на ограничении окружающего бытия, позволяющего себя познавать (даже в границах единого предмета).

Человек представляет собой одухотворенное существо. Это обозначает не только стороннее познание мира, но и непосредственное существование внутри него в качестве его частицы, эмоциональное восприятие такой жизни, осознание своего существования и отношения с остальными людьми. Решение представленных проблем происходит на аксиологическом уровне, где выявляются оценки бытия, человеческой деятельности и даже поведения. Собственно, аксиология интересуется не самим бытием, и даже не закономерностями познания, а отношением к окружающему бытию.

Что входит в структуру философии?

Структура философии как науки

Структура философии как науки – это взаимосвязь социальной философии, антропологии, культурной, исторической и правовой философии, изучаемых по отдельности и в качестве единого целого, поскольку они тесно взаимодействуют.

Структура философии как науки

Если рассматривать структуру философии в качестве науки, то можно выделить сразу несколько направлений:

  • Социальная философия. Она заключается в анализе и изучении того, как устроено наше общество в социальном плане и как человек себя в нем ведет.
  • Философская антропология. Она представляет собой изучение самого человека.
  • Философская наука о культуре, которая, как это видно из названия, исследует значимость культуры в целом.
  • Правовая философия. Она является учением, рассказывающим про общие мировоззренческие проблемы в области государствоведения и права
  • Историческая философия.
  • Историческая наука о философии.

Вместе с тем немаловажными направлениями в философии, как науке, оказываются:

  • Диалектика, представляющая собой учение, которое рассказывает про общие закономерности развития окружающего бытия.
  • Эстетика. Представленная наука изучает эстетическое отношение людей к окружающему миру и людское творчество (или художественную деятельность).
  • Этика. Данная наука рассматривает мораль с нравственностью в качестве изучаемого объекта. Мораль воспринимается формой социального сознания и жизненной человеческой стороной.

Логическая структура философии

Логическая структура философии

Сама по себе логика является учением, рассказывающим про последовательное и упорядоченное мышление. Здесь изучаются способы мыслительного выражения и то, как развивается знание, различные пути познания, закономерности мышления.

В определенном смысле данная дисциплина считается вспомогательной, а ее основной предмет слишком отличается от непосредственных вопросов философии. Вместе с тем нельзя не признать философское направление данной дисциплины и то, что структуру философии обуславливает как раз логическая концепция.

Можно вспомнить, как у Аристотеля именно логика предшествовала решению философских проблем и формировала аналитический склад мышления (конечно, не нужно рассматривать только формальные логические понятия). Даже, несмотря на изучение логикой мыслительных форм, она остается свободной от бытийных предпосылок.

Формальная же логика состоит из элементарных учений, рассказывающих про:

  • Человеческие понятия;
  • Умозаключения;
  • Основные суждения.

Кроме прочего здесь рассматриваются методики логических исследований, доказываются и опровергаются те или иные постулаты. Конечно, современная логика больше склонна к формальным и математическим подходам, основана на логических исчислениях, воспринимаемых в качестве систем со знаками. К тому же сформулированы главные правила работы с вышеуказанными знаками.

Здесь же изучаются многозначные системы, когда в высказываниях нужно видеть намного больше значений, чем обычная «правда» или «ложь». Но не менее важной оказывается неклассическая логика, которая изучает оригинальные методики рассуждений, которые связаны с применением разных модальностей, оценок, ответов с вопросами, условий истины.

Антропология философской науки занята исследованием проблем окружающей природы и значимости человека, рассматриваемого здесь в качестве особенной формы бытия. Поскольку на сегодняшний день человек стремится все к большему саморазвитию, как и окружающий его социум, отдельную важность приобретает именно эта часть философии.

Структура философии у разных философов

Как уже говорилось, в философии существуют разные точки зрения на ее структуру и предмет изучения. В сущности, в одном проблемном поле наличествует большое количество мнений, из которых следует выделить наиболее значимые и фундаментальные.

Структура философии у Фрэнсиса Бэкона

Структура философии у Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон является известным английским мыслителем, политическим деятелем и первооткрывателем эмпиризма. Когда Фрэнсису исполнилось 23 года, его избрали в парламент. В 56 лет он стал лордом, ответственным за сохранение печати, а потом получил должность лорда-канцлера. Кроме того, Бэкон владел титулами барона Веруламского и даже виконта Сент-Олбанского.

В пожилом возрасте его осудили за взяточничество и отстранили от должности, и хотя впоследствии король помиловал Бэкона, на государственную службу он уже не возвращался. Последние жизненные годы были посвящены научной работе.

Как считал Фрэнсис Бэкон, выдающийся английский философ, философская наука обладает тремя основными предметами, которые следует изучать. Речь идет о Боге, природе и, конечно, человеке. Соответственно, философская наука может делиться на:

  • Теологическое направление;
  • Естественное философское учение;
  • Науку о человеке.

Бэкон настаивал на том, что философия не должна вмешивать в религию и наоборот. Естественное же философское учение, по его мнению, состояло из:

  • Физики, изучающей разнообразие природных объектов;
  • Метафизики, которая должна выявлять причину всего существующего, находить то общее, что всех объединяет.

Структура философии у Иммануила Канта

Структура философии у Иммануила Канта

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Когда Иммануил Кант изучал философию, он основывался на систематике, представленной Вольфом, но вносил в эту систематику значительные изменения. Прежде всего, были дополнены догматические части критическими обоснованиями. Кант начал впервые исследовать пределы и возможности возможностей души человека:

  • Познания (это чистый разум);
  • Желание (Этот воля или же чистый практический разум).

Такая предварительная критика у него была названа трансцендентальной философией. Основной предмет заключен в разуме, но не в том, который рассматривается формальной логикой (когда исследуются общие формы вне других предметов), а в том, который способен к априорному предметному познанию, которое не опирается на опыт. Здешнее познание охватывает предметы в целом и рассматривает общие понятия метафизики (это Бог, окружающий мир, субстанция души).

Еще одни изменения, сделанные Кантом, заключались в добавлении четвертой части философской науки к основным трем. Речь идет о критике способности суждения», которая, в свою очередь, включает в себя:

  • Эстетическое учение, связанное с прекрасным и искусством.
  • Телеологию, рассматривающую природную органическую целесообразность.

Кантом также была отмечена антропология в качестве одного из наиболее важных философских разделов. Он рассматривал ее в качестве прагматической науки о человеке. Человеческое существо не рассматривает его, как творение природы, но рассматривает в роли разумной и свободной единицы.

Чтобы обозначить «чистые» (то есть рациональные) части философской теории и практики, кантом были введены такие понятия, как:

  • Природная метафизика;
  • Нравственная метафизика.

Прежде чем выстраивать структуру философии, Кант считал важным исследовать:

  • Человеческие познавательные возможности;
  • Закономерности познания;
  • Разнообразные формы познания.

Структура философии по Фридриху Шлегелю

Структура философии по Фридриху Шлегелю

Фридрих Шлегель является немецким писателем, мыслителем и поэтом, одним из основных теоретиков, представляющих йенский романтизм. Его отцом был пастор, а самого Фридриха активно готовили заниматься торговлей или быть юристом. Но парень увлекся филологией и изучением древних языков.

Изучая древнегреческих философов, он и сам увлекся философскими учениями и серьезно изучал труды Канта. Много написал литературных и философских статей, многое сделал для поэзии и философских учений. Был награжден папским орденом, перед этим приняв католицизм.

Фридрих Шлегель называл целью философской науки необходимость осознавать и объяснять «абсолютное». Под этим самым «абсолютным» он подразумевал:

  • окружающее бытие;
  • мыслительные процессы.

Структуру философии немецкий философ рассматривал в качестве нескольких этапов развития:

  • Натуральная философия.
  • Практическая философская наука.
  • Иррационализм.

Структура философии по Георгу Гегелю

Структура философии по Георгу Гегелю

Георг Гегель рассматривал такие элементы философской структуры, как:

  • Логику;
  • Природную философскую науку;
  • Философское учение о духе.

Но это вовсе не были традиционные понятия о логике, физике, а также этике. Та же гегелевская логика являлась абсолютно новой наукой, соединяющей воедино логическое и метафизическое учение. Гегелевское учение основано на принципах диалектического сходства мыслительных процессов и бытия.

Получается, что логика по Гегелю является наукой, рассказывающей про мыслительные процессы и одновременно про бытие. Когда мыслительные процессы совпадают с настоящим бытием, начинается божественное мышление (явление Бога). Таким образом, его логика, по сути, являлась философской теологией, описывающей движения человеческого мышления вне времени и пространства. Некая абсолютная идея.

Структура философии у Аристотеля

Структура философии у Аристотеля

Аристотель является древнегреческим мыслителем, считающимся учеником самого Платона и непосредственным воспитателем Александра Македонского. По направлению философской мысли он оказывается более близким к классическому натурализму. Очень славился в качестве совершенного диалектика. Создал формальную логику и явление понятийного аппарата.

Если брать во внимание взгляды Аристотеля на структуру философии, то он ее делил на:

  • Первую философскую науку.
  • Вторую философскую науку.

Например, физику древний грек относил ко второй философии. Основные различия между ними заключались в предметах обучения.

Первую философию позже назвали метафизикой, а ее предметом была не сама природа, а существующее выше нее. Аристотелевская природа не совпадала с сущим, поскольку сущее рассматривалось шире нее. Он подразумевал обязательное наличие нематериальных причин и сущностей, обосновывающих такую философию.

Поэтому он и рассматривал основную философскую науку с точки зрения существования:

  • Самостоятельной нематериальной причины.
  • Неподвижной и вечной сущности.

Структура философии в разные эпохи

Изучая структуру философии, целесообразно рассматривать ее развитие и существенные изменения в разные эпохи.

Структура древнегреческой философии

Структура древнегреческой философии

Древнегреческая философия появилась, как понятно из названия, на территории Древней Греции. Примерное время, когда работали над своими трудами представители разных этапов древнегреческой философии, охватывает период с пятого века до н.э. вплоть до шестого века н.э.

Чтобы понять, из чего формировалась древнегреческая философия, необходимо иметь понятие об ее развитии и общем содержании:

  • Ранняя классика своими главными проблемами считала строение «физиса» (физической природы) и «космоса» (душевной природы). В этот период зародились философские школы натуралистов и досократиков.
  • Средняя классика в качестве основных проблем рассматривала человеческую сущность. Главными школами в этот период выступали софисты и ученики Сократа.
  • Высокая классика рассматривала синтез философского учения, методики и проблемы. Основными представителями были Аристотель с Платоном.
  • Эллинизм, который изучал человеческую мораль, а также такие понятия, как познание, человеческая свобода и так далее.

Для древнегреческой философской науки были характерны обобщенные научные знания, природные наблюдения, научные достижения (особенное внимание обращалось на Восток). Представленный исторический тип философского мировоззрения выражался в космоцентризме. Основные стихии природы объединялись в макрокосмос.

Микрокосмосом же был человек, повторяющий в определенном смысле окружающий мир. Судьба олицетворяла высшее начало, которому подчинялись все проявления в жизни человека.

Структура философии в античности

Структура философии в античности

Античная философия включает в себя не только древнегреческие философские направления, но и древнеримские. Она датируется периодом от седьмого века до н.э. вплоть до шестого века н.э. Первыми античными философами были представителя раннеклассической школы (например, Фалес). Последние мыслители представляли позднюю эллинестическую школу (например, Боэций).

Если говорить о структуре философии в античности, то первой классификацией и систематизацией философских учений занялись в академии, принадлежавшей Платону, а также в школе стоиков. Здесь философская наука была представлена:

  • Физикой.
  • Логикой.
  • Этикой.

Под физикой здесь понималась наука не только о природе, но и об отдельных ее частях, вроде пространства, времени, космосе и так далее. На греческом она называлась «фюсис».

Логика подразумевала человеческий разум, который, по мнению греков, обнаруживался в речи, суждениях и умении выражать свои мысли словами.

Наконец, этика включала в себя область человеческих поступков, той деятельности, которая обусловлена его мышлением, характером, традициями. Этика учила искусству жизни и решала такие главные проблемы, вроде критериев того, как:

  • Определить добро со злом;
  • Найти жизненный смысл;
  • Найти справедливость;
  • Понять, что человек должен.

Структура классической философии

Структура классической философии

Классический период древнегреческого философского направления датируется периодом от пятого до четвертого века до н.э. Казалось бы такой непродолжительный период все-таки успел много дать развитию философской мысли в целом. Самыми яркими представителями классического периода античной философии были, как известно Сократ, Платон, а также Аристотель.

Например, в сократовской философии главная роль отведена человеку. По Сократу человек является своей же душой, нуждающейся в постоянном совершенстве. Если душа бессмертна, то после смерти она должна очиститься в чистилище от собственных прегрешений и вернуться на землю. Души же, принадлежащие убийцам, уже не возвращаются, помещаясь в царство мертвых. Таковы были основные концепции сократовского философского учения.

Аристотель рассматривал материю, наполненную противоположностями в качестве основы окружающего мира. Холодное связано с теплым, сухое связано с влажным. Комбинации таких противоположностей создают основные древние элементы:

  • Огонь – когда теплое комбинируется с сухим.
  • Воздух – когда теплое комбинируется с влажным.
  • Земля – когда холодное комбинируется с сухим.
  • Вода – комбинация холодного с влажным.

Все перечисленные элементы являются взаимопревращаемыми. Вдобавок ко всему Аристотелем в его философском учении выделялся еще также пятый элемент, заключенный в божественном эфире. Поэтому впоследствии природа была разделена на земную область, а также небесную.

Структура современной философии

Под современной философией подразумеваются те направления, которые появились в двадцатом столетии. Ученые делят все эти направления на аналитические учения, а также на континентальные.

Структура современной философии

Если говорить о структуре современной философии, то она больше представлена различными направлениями, среди которых можно выделить несколько основных. Они настолько многообразны, что трудно обнаружить что-нибудь сходное между ними.

Например, экзистенциализм, называвшийся еще философией существования, говорит об абсурдности окружающего мира и его враждебности к человеческому существу, которое вынуждено бороться за собственное существование. Если брать любого человека в отдельности, то он оказывается одиноким и страдающим от того, что его желания не реализованы.

Это направление было представлено: Кьеркегором, Достоевским, Сартром, Камю, Хайдеггером, Ясперсом и так далее. Жизненный смысл проявляется в предельных ситуациях, когда человек чувствует опасность, жизненную трагедийность и вынужден выбирать.

Еще одним заметным течением современной философии является неопозитивизм. Основными философскими предметами в этом случае считались не какие-то абстрактные проблемы, а вопросы позитивного знания. Это был анализ самой науки, разработка научной методологии, развитие научного язык, общего для всех наук.

Представителями этого течения были философы, участвующие в Венском кружке, вроде Шлика, Нейрата, Карнапа.

Психоаналитика стала основой иррационалистического философского учения. Основными его разработчиками стали Ницше и Шопенгауэр. Ними критиковалось западноевропейское учение рационализма, и низвергались европейские ценности. Человеческое развитие определялось волей к жизни, а не разумом. Познание окружающего мира рациональными методами считается невозможным. Познание же постигается за счет мистического озарения или даже интуиции.

Философское направление было существенно развито и дополнено учениями Шпенглера, Дильтея, Бергсона. Особенный вклад в психоаналитическую философию внес Зигмунд Фрейд, выделивший «область бессознательного», которая определяет человеческое поведение.

Направление постмодернизма заключалось в создании интегративной системы, включавшей лучшие философские достижения, признающей многообразие окружающей реальности. Поэтому и формы у нее могут быть самыми различными. Яркими представителями посстмодернисткой философии считаются Рикер, Деррида, Шпет.

Наконец, философское направление синергетики рассматривает мир в качестве сложной системы, способной к самоорганизации, которая состоит из разных подсистем и стремится к тому, чтобы существование было упорядоченным.

Структура русской философии

Русская философия является собирательным наименованием все мыслителей, работающих над своими трудами и развивающихся свои философские учения на русской земле. Они появились еще с незапамятных времен и действуют вплоть до современного времени.

Например, можно говорить о первых русских мыслителях уже в десятом веке после появления на Руси письменности и развития христианства. В их роли выступали духовники. Одним из последних направлений русской философии оказался марксизм-ленинизм, оказавший влияние на многие мировые умы.

Достаточно сложно четко выделить структуру русской философии. Но определенные общие черты для всех учений выделить можно. Например, Лосев считал онтологизм наиболее характерной чертой русской философской науки, определяющей ее сущность. Примерно таких же мнений придерживались в своем отношении к русской философии Франк с Бердяевым, считая именно онтологизм и определенную тягу к реализму основой структуры русского философского учения.

Сама философия здесь воспринимается в качестве мировоззрения, а потому основывается не только на научных знаниях, а на иных формах мирового постижения (духовном опыте).

Структура философии и ее основные проблемы

Проблемы философии – это основные вопросы, решением которых занимаются все существующие философские направления.

Структура философии и ее основные проблемы

Отдельное внимание нужно уделить основным проблемам философской науки и ее структуры.

Прежде всего, философия рассматривает человека и окружающее бытие, как взаимодействующие факторы в социуме. Начало философии отмечено там, где человеческие отношения с миром носят не натуральный, а социальный характер. Вместе с тем люди имеют особенные свойства, именуемые душой или же сознанием.

Все это вынудило того же Маркса с Энгельсом считать философию общественно-исторической наукой, больше относящейся к социуму, чем к природе. Философское учение воспринималось в качестве формы социально-исторический знаний.

Кроме того, бытие и человеческое существо рассмотрены философией исходя из их ценности, а также самостоятельности. Соответственно, возникает проблема, связанная с соотношением объективных мнений и субъективных, а также проблема человеческого познания мира (вопрос смысла бытия). Такие проблемы философская наука старается решить с помощью познавательного оптимизма, а также скептицизма и агностицизма, которые ему противостоят.

Еще философия рассматривает человеческое существо и бытие на фоне материальных и духовных отношений, поскольку тот же человек связан и с материальным миром, и с духовным. Отсюда возникает одна из главных философских проблем, связанных с:

  • Происхождением мира;
  • Рождением человека;
  • Разнообразием вселенной.

Выводы о структуре философии

Функции философской науки непосредственно связаны с реализацией ее направлений. Все это позволяет сформировать ее структуру и выделить основные направления.

Философская структура включает:

  • Теоретическую (систематическую) философскую науку;
  • Социальную;
  • Этическую;
  • Эстетическую;
  • Логику;
  • Философскую историю.

Теоретическая философия обладает такими главными частями:

  • Онтологией, изучающей бытие;
  • Гносеологией, изучающей познание;
  • Диалектикой, рассматривающей аспекты развития;
  • Аксиологией, анализирующей ценности;
  • Герменевтикой, старающейся толковать знания.