Структура философии

Задачи философии – это те проблемы, решением которых занимается представленная дисциплина в первую очередь. Конечно, у каждого философского течения существуют определенные частные задачи, рассматривать которые нужно по отдельности.

Вместе с тем можно выделить и общие основные задачи и цели философской науки, к решению которых испокон веков стремились мыслители всех эпох и направлений.

 

Вы сможете ознакомиться с теми задачами, которые философия признана выполнять в социуме и по отношению к отдельному индивиду. Отдельное внимание будет уделено воспитательным функциям философской науки. Немаловажно также рассматривать те задачи, которые выполняла философия в разные исторические периоды и у разных представителей философских школ.

Основные задачи философии

Философия – особенное мировоззрение, представленное совокупностью определенных взглядов на окружающий мир и на человеческое отношение к нему. В отличие от остальных видов мировоззрения философия принадлежит к научным дисциплинами и обладает собственным категориальным аппаратом, который, кстати, опирается сразу на много учений и наук.

Философия предполагает постоянные размышления над общими вопросами, связанными с взаимоотношениями человека и окружающего мира. Это непосредственно касается и главных задач, выполняемых философий.

Задачи философии как науки

Задачи философии как науки

Если рассматривать задачи философии, как науки, то в этом смысле необходимо отметить такие ипостаси философской науки, как:

  • Предоставление информации об окружающем мире и о том, каким является человеческое отношение к данному миру;
  • Наличие принципов познания, обеспечивающих соответствующую познавательную деятельность.

Именно поэтому задачи, выполняемые философией, делят на такие группы, как:

  • Мировоззренческого порядка;
  • Методологического порядка.

Одним из назначений философской науки является поиск человеческого удела, совершенствование личности самыми разными способами. Как известно, структура этой дисциплины составлена из:

  • Гносеологии, изучающей познание;
  • Онтологии, исследующей бытие;
  • Раздела, посвященного изучению человека (антропологии);
  • Раздела, изучаемого общественные структуры.

Среди методов философской науки необходимо отметить:

  • Диалектические;
  • Софистические.

Диалектика предполагает гибкое и критичное рассмотрение вещей и явлений, при котором учитываются внутренние противоречия, возможности дл изменений и развития, противоположности. Антиподом такому методу выступает метафизика, рассматриваемая явления в статичном плане – без должного внимания существующим противоречиям, в стремлении найти абсолютную истину.

Еще один антипод диалектической концепции – это догматизм, являющийся восприятием мира посредством догматов, то есть каких-то твердых убеждений. Этой концепцией руководствовались средневековые теологические мыслители.

Наконец, антиподом диалектики можно считать электрику, своеобразную методику, основанную на случайном соединении фактов или понятий, которые не обладают общим творческим началом. Как правило, такими методами пытаются обосновывать некоторые взгляды, которые привлекательны массовому сознанию.

Важной философской методикой считается софистика, основанная на искусно поданных ложных посылок, которые воспринимаются, как истинные. Более всего распространенной эта методика была среди древнегреческих мыслителей.

Сюда же можно относить и герменевтику, являющуюся методикой корректного прочтения и интерпретирования текстов. Особенное распространение она получила среди западноевропейских философов.

Задачи философии в обществе

Задачи философии в обществе

Задачи философии в обществе связаны с непосредственным выполнением этой наукой и ее отдельными разделами социально-аксиологического функционала.

Здесь необходимо выделить несколько важных функций, выполняемых философской наукой:

  • Конструктивно-целостной;
  • Критической;
  • Интерпретаторской.

Например, конструктивно-целостная функция, выполняемая философским учением, связана с такими понятиями, как справедливость, истина, красота, социальные идеалы.

К примеру, социальные идеалы тесно касаются взаимоотношений философской науки и политики, поскольку между этими сторонами существуют безусловные взаимоотношения. Немало мыслителей философию считают причиной, а существующие политические идеи следствием.

Во многих мыслительных концепциях, начиная с самой древности, философы немало внимания уделяли государственному устройству. Можно вспомнить труды того же Платона или Аристотеля.

Изначально большинство философских учений нацелены на решение всевозможных мировоззренческих проблем. Вместе с тем трактовки одних и тех же понятий со стороны различных философских учений бывают разными и временами даже противоречивыми.

Корни общественного идеала по мнению многих мыслителей необходимо искть в личности человека. Установление идеала происходит с оглядкой на нравственные нормативы, определяемые философией. Одной из несомненных задач личности в философском плане является достижение персональной и социальной гармонии.

Если связывать личность и социум, то здесь человеку удается найти не обычное повторение тех задач, которые выпадают ему на жизненном пути, а возможность для пополнения сил для последующего стремления к идеальному. Общество тогда рассматривается философией в качестве связи между различными личностями.

Личностная же жизнь существует между такими полюсами, как:

  • Тяга к персональному самоутверждению;
  • Тяга к сверхиндивидуальному.

Философия помогает устанавливать связи между различными лицами, и, соответственно, выводит основания социального идеала.

Воспитательные функции в задачах философии в обществе

Воспитательные функции в задачах философии

Говоря о задачах философии в обществе, нельзя обойти стороной и воспитательные функции, выполняемые данной дисциплиной. Именно благодаря философии формируются основные характеристики культурной личности, ориентированные на справедливость, доброту и так далее. Человек ограждается от поверхностного и ограниченного мышления. Все существующие мировые противоречия воспринимаются личностью адекватно, без попыток игнорировать их и обходить стороной, а со стремлением их разрешить, если представляется такая возможность.

Человек учиться быть нестандартным в решении тез или иных противоречий, умеющим пользоваться полученными знаниями и не забывающий при этом практиковать самостоятельный подход. Подобное мышление можно назвать диалектически развитым и носящим твоерческий характер, направленный на борьбу с догматами.

Вместе с таким мышлением формируются характеристики самокритичности, разумного сомнения, скептицизма, рассматриваемого мыслителями в качестве средства для научного поиска. Причем тот же скепсис не воспринимается в качестве антипода твердости убеждений, поскольку используется только гносеологическое основание.

У людей формируются общие жизненные ценности, устраняются возможные коммуникационные барьеры.

Задачи философии в разные периоды

Как известно задачи, выполняемые философской наукой, могут отличаться в зависимости от того, о каком течении идет речь и в зависимости от того, какой исторический период имеется в виду. Естественно, функции философии античности существенно рознятся от тех, которые существовали в средневековые времена. Средневековые же концепции ничуть – в большинстве своем – не похожи на те, которые приводятся мыслителями нового времени.

Главная и основные задачи средневековой философии

Задачи философии в средневековье

Зарождение средневековой философии произошло еще при античной цивилизации, когда начало распространяться христианство. Началось все с кризиса рабовладельческих режимов, постоянных варварских нашествий и закончилось тем, что пала когда-то великая Римская империя.

Поднятие феодальной Европы состоялось на руинах античных цивилизаций, а христианство стало настоящим стержнем философского развития. Немалую роль в этом сыграли и изменения в политических, а также общественных системах. Например, разрозненные хозяйства были заменены централизованной организацией. В христианской католической церкви сформировался институт папства, а библейское учение стало играть важную законодательную роль, поскольку регулировало самые разные жизненные сферы.

Именно богословие стало лидировать в интеллектуальных сферах, предоставляя соответствующий статус философскому знанию того времени. Если говорить о главных задачах средневековой философии, то их было две:

  • Апологетическая;
  • Экзегетическая.

Кроме того, немаловажной задачей являлась систематизация ранее полученных знаний, существующих священных текстов, создание комментариев к данным текстам.

Правильно будет даже называть средневековые философские дисциплины «служанками богословия», поскольку иначе они не могли бы существовать в условиях абсолютного доминирования религиозных мировоззрений. Опорой мысли и центральным предметом философских учений служили библейские тексты.

Постепенно философствование становилось религиозной экзегетикой, своеобразной герменевтикой с онтологическим основанием, выходящим за рациональные пределы ,но не подвергающейся никакому сомнению. Само же познание основывалось на минимальной релевантности истолкования Писания.

Христианские максимы должны были защищаться философами от еретических течений и верований. Кроме прочего, христианское мировоззрение много взяла от эллинской философии и римской культуры. В частности, формирование евангельского корпуса основывалось на рациональных мыслительных процессах, благодаря которым, например, обосновывалась аутентичная характеристика каждого «священного текста» и его подлинность. К тому же, текстам присваивался тот или иной жанр, обозначался функционал. Все это делалось в строгом соответствии с логическими нормами.

Вместе с тем любое толкование не должно было отходить от догматов, менять устоявшийся смысл. Все опиралось на христианские догматы, безусловный и сверх человеческий характер которых не оспаривался. Однако постепенно философская мысль развивалась и подменяла религиозную.

Главная и основные задачи философии нового времени

Задачи философии в новое время

Философия нового времени берет свое начало примерно в семнадцатом столетии, когда на смену феодальному строю пришло капиталистическое производство, а буржуазия стала самостоятельными классом. Постепенно началась адаптация феодальных собственников к отношениям, имеющим капиталистический характер.

Определенное влияние на развитие философской мысли оказали несколько произошедших в то время буржуазных революций. Развивалось естествознание, поскольку от его результатов зависели производственные успехи. Образовательные процессы отделились от церковных, больше тяготея к светским.

Философская мысль переходила от идеалистических форм к материалистическим и научным. Остро встал вопрос о познаваемости окружающего мира наряду с критикой схоластических взглядов.

Гносеология, изучающая процессы познания, разделилась на:

  • Сенсуализм, который признавал чувства в качестве единственного познавательного источника.
  • Рационализм, который именно разум ставил во главе всего при познании.

Но достаточно тяжело в самом начале материализм отделялся от метафизической области, поскольку брались во внимание лишь механические законы мирового развития.

Что касается рационализма, то он характеризовался дуализмом, так как мыслители определяли пару мировых первоначал:

  • Материальное;
  • Мыслительное.

Вовсю разрабатывались познавательные методики индукционного и дедукционного мыслительного способа.

Философия нового времени опирается на то, что человек, прежде всего, стремится к ответам на вопросы об окружающем мире, о его персональном предназначении и основах этого мира. Человека интересуют закономерности и случайности. Проявляется желание к познанию окружающего мира.

Решение вышеперечисленных и подобных вопросов является основной задачей философских учений нового времени. Сначала мыслительные течения придерживались космоцентризма, когда весь окружающий мир воспринимался в качестве целого, его происхождение было неразрывно связанно с общей сущностью.

Затем наступило время антропоцентризма, более сосредоточенного на человеческих персональных и общественных проблемах, на этике. Наконец, основными концепциями стали гносеологические, изучающие взаимоотношения человека с окружающим миром. Главное внимание стало уделяться процессам познания.

Гносеология – особенный философский раздел, исследующий человеческое познание. В частности, здесь рассматривается практическая основа социума, связанное с необходимостью изменения окружающего мира. Рациональное изменение возможно лишь за счет процессов познания.

Поэтому непосредственной задачей гносеологического учения является определение сущности человеческого познания, его основных целей и главных закономерностей. В сущности, изучалась механика познавательных процессов, анализировались структурные особенности знаний – естественно, не без опоры на опыт многовековых знаний, полученных ранее. Выявлялась непосредственная связь философского учения с другими науками, вроде психологии, кибернетики и так далее.

Задачи философии у великих философов.

Каждый мыслитель представляет собой то или иное течение философской мысли. Соответственно, и задачи их мыслительной деятельности могут различаться, временами бывая даже противоположными друг другу.

Задачи философии по Иммануилу Канту

Иммануил Кант

Иммануил Кант является великим немецким мыслителем и основателем классического философского учения немецкой школы, которая действовала на стыке просветительской и романтической эпохи. Он родился в достаточно бедной семье, а его отец был обычным ремесленником. С самой юности Иммануил проявлял особенную одаренность, сумел успешно окончить престижные учебные заведения и долгое время работал домашним преподавателем.

В 30 лет ему удалось разработать космогоническую гипотезу, предполагающую происхождение нашей галактики из туманности. Данная гипотеза является актуальной и по сегодняшний день. Тогда же Кант получил докторскую степень и на протяжении 40 лет учительствовал в университете. С 46 лет он начал писать свои знаменитые «критические» труды, немало внимания уделял политической философии.

Философское учение Канта состоит из докритического периода и критического периода, который, кстати, считается главным. Главные доктрины, выдвинутые Кантом, связаны со:

  • Знанием (познавательными формами, трансцендентальной диалектикой);
  • Этикой.

Достаточно важной частью его учения считается агностицизм, который отрицает познаваемость явлений, не могущих быть представленными в опыте . Соответственно, объективная реальность, божественная сущность, общее мироздание тоже не могут быть познаны.

По мнению Канта философия должна давать знания о том, какое должно быть человеческое предназначение в окружающем мире. Эту задачу кант считал одной из самых основных. Человек должен понять:

  • Что он обязан делать?
  • В чем он должен искать опору и на что надеяться?

Нельзя не сказать о влиянии учений и трудов Декарта, Лейбница, Юма на формирование критического кантовского мышления. Именно познание стало той основной проблемой, решением которой должна была заняться философская дисциплина по мнению Канта.

Задачи философии по Аврелию Августину

Аврелий Августин

Аврелий Августин (354-430) считается одним из самых крупных представителей патристики (служил епископом), достаточно крупным европейским философом и теологом. В частности, именно Августин основал такой философский раздел, как философия истории. Его неоплатонические идеи в философском мировоззрении пришли на смену аристотелизму, проповедуемому Фомой Аквинским и Альбертом Великим.

Между прочим, христианское течение августинизм, тоже основанное на неоплатонических концепциях Августина, оказала непосредственное воздействие на формирование взглядов Мартина Лютера, а некоторые концепции Августина о предопределении стали догматами кальвинистов и индепендентов (хотя они были вырваны из контекста).

Интересно, что к христианству Августин пришел через скептицизм. Самыми же сильными сторонами этой религии, впечатлившими мыслителя, было человеческое грехопадение и последующее божье помилование.

Что касается задач его философии, то основной функцией философского учения считалось познание Всевышнего. Даже познание человеческой души было связано с божьим познанием вследствие того, что душа должна быть подобна Богу. Согласно христианским догматам Августин настаивал на бессмертии души и существовании Страшного суда.

У Платона мыслитель заимствовал, в частности, стремление к познанию вопреки тяге к чувственному. Аврелий полагал, что человеческий ум обладает некоторыми врожденными идеями (они вложены Богом от рождения). Соответственно, истина всегда является божьим даром, а возможные заблуждения порождены человеческим разумом (познающим субъектом).

Сфера этики руководствуется теми же понятиями, так как добро является результатом божьего действия, а зло – итогом человеческой самонадеянности (когда человек не поступает согласно божественным предписаниям).

Задачи философии по Эпикуру

Эпикур

Эпикур (341-271 г.г. до н.э) считается одним из самых известных древнегреческих мыслителей, основателем афинского эпикуреизма.

Уже в 32 года ему удалось основать собственную философскую школу. Он разрабатывал сразу несколько мыслительных теорий, одной из основных среди которых считается каноника, то есть теория познания. В качестве первичного и основного критерия правды им рассматривались жизненные ощущения. Даже разум, по мнению Эпикура, абсолютно зависим от чувств.

Задачей философии Эпикур считал исследование чувственного сознания, поскольку оно является непогрешимым. Любые ошибки происходят вследствие изначально ошибочных истолкований тех или иных ощущений.

Кроме того, отмечались вторичные критерии, связанные с истиной, среди которых можно выделить:

  • Пролепсис (предполагающий предвосхищение);
  • Патхэ (то есть, претерпевание);
  • Образную мысль.

Образная мысль в этом смысле подразумевает интеллектуальную интуицию. Претерпевание считается отношением к окружающим вещам, а предвосхищение является памятованием явлений, приходящих извне, то есть, представлением, которое возникает на базе сенситивного восприятия каких-нибудь единичных представлений.

Что касается социальных аспектов учения Эпикура, то он призывал к дружественному отношению человека к общественности. Под общественностью он подразумевал государство и власть. Вместе с тем это должна быть весьма сдержанная дружественность. Не зря же Эпикур призывал к жизни в уединении.

Задачи философии по Карлу Марксу

Карл Маркс

Карл Маркс (1818-1883) является известным немецким философом, экономистом и социологом, чьи работы стали предвестниками для создания диалектического, а также исторического материализма. Данные философские направления послужили базисом для организации социалистической (кроме того – коммунистической) идеологии. Данное течение было названо впоследствии «марксизмом».

Его философское учение, естественно, не было основано на нуле, а базировалось на достижениях европейских философов – от древнегреческих до современных мыслителей. Особенное влияние оказало учение Гегеля и Фейербаха. Вместе с тем его философия так непохожа на общепринятые доктрины вышеуказанных личностей. Одним из отличий была невероятно тесная связь философских идей с такими сторонами, как политика, экономика, социология.

Главной задачей его философии является обоснование необходимости освободить порабощенного человека. Любое рабство, по мнению Маркса, неизбежно будет ликвидировано, любая несвобода или человеческое унижение является несправедливостью и должно закончиться рано или поздно.

Исторический процесс, таким образом, приобретал высший смысл, но для этого философы должны анализировать и исследовать практический и духовный опыт, приобретенный человечеством. Действительность должна быть интерпретирована посредством исторического подхода, который, кстати, является довольно обобщенным и абстрактным.

Проблемы, решаемые философией марксизма, непосредственно связаны с экономикой и социологией. Например, он рассматривал, насколько значимым является материальное производство, исследовал проблемы классовой борьбы и так далее.

Выводы по задачам философии

Задачи философии связаны с:

  • Теоретическим осмыслением окружающего бытия;
  • Получением знаний о единых началах и взаимоотношениях разных сторон мира;
  • Исследованием многочисленных противоречий;
  • Исследованием человеческих ценностей.

Философия оперирует категориями и считается основой для научного познания, а также духовной культуры. В принципе, философские понятия могут быть основанием для любых видов деятельности.