Особенности и задачи философии Аврелия Августина
Августин Аврелий (354-430) является знаменитым греческим мыслителем и основателем такого христианского течения, как августинизм.
Биография мыслителя
Достаточно важную роль в его воспитании сыграла родная мать, которую звали Моникой. Она была благочестивой женщиной, имевшее особенное влияние на своего сына. Отец Августина был язычником.
С самой юности Августин занимался изучением греческих классиков философии. В частности, он серьезно увлекся трудами Цицерона, посещал секту манихеев, но настоящий прорыв начался после изучения им платонической философии.
Потом Августин путешествовал по странам, проповедуя и практикуя искусство красноречия. Миланский епископ Амвросий близко познакомил его с основами христианства, что радикально изменило его философские настроения и отношение к окружающему миру. Августин раздал собственное имущество бедным, много времени стал проводить в уединении, стал пресвитером, а потом епископом гиппонской церкви.
Умер же мыслитель после того, как город был осажден вандалами.
Особенности философии Аврелия Августина
Если говорить об особенностях и задачах философской мысли, выдвигаемой Августином, то следует обратиться к такому важному разделу философии средневековья, как патристика. Достаточно важной особенностью патристики считается ее преемственность античных традиций. Естественно, Августин прекрасно знал труды разных античных мыслителей. Причем, его работы не были каким-то случайным соединением античной мысли с христианской, а итогом детального осмысления догматов христианства, который принимался на базе методов, предлагаемых античными мыслителями.
Представленная тематика может считаться актуальной хотя бы потому, что средневековый философский этап является очень важным и длительным отрезком мировой философской истории. Кроме того, явственна ее непосредственная связь с христианством. Не зря же одним из основателей такой философии оказался богослов (то есть Августин Аврелий).
Основные понятия
Пожалуй, главными понятиями философии Августина Аврелия являются:
- Теоцентризм.
- Креационизм.
- Ревеляциионизм.
- Песронализм.
В этой философской науке особенное место получал теоцентризм, рассматривающий Бога в качестве верховного существа или абсолютного начала, являющегося вместе с тем центром мироздания. Кроме того, немаловажную роль выполняло понятие креационизма, обозначающее учение, которое рассказывало про мировое, а также человеческое сотворение, как единый акт.
Изучение креационизма и теоцентризма приводит к рассмотрению провиденциализма, рассматривающего человеческий социум, как объект, определяющийся внешними причинами (речь идет о Боге). Наконец, необходимо отметить важность понятий ревеляционизма, персонализма и так далее.
Персонализм рассматривает человеческое существо в качестве персоны, которая является неделимой личностью, обладает разумом и волевой свободой, которая сделана по божьему подобию. Кроме того, всякая персона обладает совестью.
Личность является особенным замкнутым миром, содержащим в себе постоянную борьбу между положительными и отрицательными сторонами. Судьей в этой борьбе выступает человеческая совесть, а также логос, являющийся законом души и тем, что дано Господом. Такой мир является абсолютно открытым для божьего взгляда, но непроницаемым для человека. Соответственно, нужно говорить о большой значимости праведности наряду с правильными поступками.
Наконец, ревеляционизм считается принципом мирового познания. Согласно его положениям познания божьей истины невозможно без открытия смысла священных текстов, в которых заключены божественные откровения. При этом не исключена рациональность познания, однако на первом месте находится именно божественное откровение.
Античность и патристика в философии Аврелия Августина
Именно теология стала следующим шагом философской мысли после античности. Причем такое развитие было динамичным и утверждающим общие черты между различными подходами и трактовки, религиозными сектами и социумом. Нельзя не вспомнить о жестких расправах христианских адептов с инакомыслящими, осуждением любых еретиков с последующей анафемой.
Патристическая философия, развиваемая, в частности Августином Аврелием, предполагала философское обоснование христианских догматов, построение логических рассуждений, связанных с христианством, сопоставление разных противоположностей. При этом делался упор на некоторые положения античной философии – платонизма, в частности.