Политическая философия – то особенный философский раздел, который занят исследование политических идей, политических ценностей и действительности, занимающийся политическим анализом и подготовкой предпосылок для его проведения.

Методы политической философии

Методы политической философии – это средства, позволяющие проводить исследования в области политических идей и концепций, проводить процедуры политического анализа, но не с политической, а философской точки зрения.

Если говорить о методах, то политическая философия заимствует их у общего философского учения – это:

  • Диалектика;
  • Метафизика.

Метафизическая методология рассматривает явления, которые вырваны ею из всеобщих взаимосвязей. Они рассматриваются не в качестве развивающихся, а в качестве уже сформировавшихся явлений, что предполагает собой плоский эволюционизм.

Вместе с тем диалектика дополняет метафизическую методологию при всех их противоречиях и добавляет объективности человеческому мышлению и осмыслению тех или иных политических явлений, в частности, раз уж мы говорим о политической философии. Диалектика склонна рассматривать явления без их вырывания из общего контекста с учетом всех существующих взаимосвязей.

Как и в традиционном философском учении в политической философии тоже можно опираться на такие диалектические виды, как:

  • Античную;
  • Классическую (от немецких мыслителей);
  • Материалистическую.

Вне зависимости от формы той или иной политической философии, она ориентируется на полемические реакции с остальными направлениями. Такова ее изначальная природа. Импульсы, способствующие полемике, можно получать непосредственно из окружающей среды.

Проблематика политической философии

Интересно, что на протяжении всего развития такой дисциплины, как политическая философия, ее проблематика не сужалась, а, наоборот, все больше расширялась. Были даже времена, когда представленная наука находилась в абсолютном критическом состоянии, связанном между существующими разногласиями философского предмета, методик и функционала.

Возможно, данные проблемы были связаны со сложностью демаркация тех или иных понятий в области единой дисциплины, поскольку они присутствовали и считались основными не только в политической философской науке, но также в экономических, социальных, социологических учениях.

На данный момент в качестве предмета политической философии рассматривают всеобщие характеристики и взаимосвязи между окружающим миром, человеческим существом, социумом и мировыми субъектами (идеальным и материальным, мыслительными процессами и бытием). Под всеобщим здесь подразумеваются отношения, которые присущи не только объектам действительности, но и субъективному человеческому миру.

Области действительности

Среди различных областей действительности можно выделить:

  • Качественную, а также количественную определенность;
  • Структурные особенности;
  • Наличие причинно-следственных связей и так далее.

Соответственно, предмет описываемой философии – это не какой-то индивидуальный субъект, имеющие специфические качества, однако специальный субъект в виде общего или универсальной категории, которую можно противопоставить аналогичным категориям объекта.

Мыслители называют «человека политического» главным предметом данной дисциплины. Он должен находиться в отношениях непосредственно с политическими философскими объектами, а, собственно, политическим миром. Достаточно сложной здесь оказывается проблема, связанная с определением границ между политическим миром и различными подсистемами в этой области – государственно-правовыми, партийными, структурными и так далее.

Поскольку до сих пор в политической философии не имеется четкого определения научного предмета, методология тоже остается неясной. Естественно, о лингвистических методах политической философии следует сказать сразу, как о наиболее очевидных, но они не открывают непосредственную сущность науки.

Мышление философа нельзя продемонстрировать при использовании тех или иных методов. Имеются, конечно, общие инструкции по поводу необходимых действий в философской науке, но, как правило, это общие организационные вопросы, затрагивающие размышления. Они касаются исследования всех имеющихся возможностей, применения опыта размышлений, составления контекстуальных отчетов и так далее.