Объект политической философии
Политическая философия – то особенный философский раздел, который занят исследование политических идей, политических ценностей и действительности, занимающийся политическим анализом и подготовкой предпосылок для его проведения.
Направление науки политической философии
Такая наука направлена на изучение политической системы в качестве единого целого, ее значения для социума и отдельной человеческой единицы. Особенное внимание здесь уделяется взаимоотношениям между индивидом, социумом и властью, разработке политических оценочных критериев и возможных идеалов.
Ничего удивительного нет в центральном месте данной философской науки в политическом научном комплексе современности. Наука постигает сущность различных процессов в политике, ищет значение и прогнозирует или помогает строить прогнозы относительно будущего.
Благодаря философскому осмыслению закладываются методологические основания, позволяющие изучать дисциплины, связанные с политической специализацией. В частности, речь может затрагивать конфликтологию, а также социологию.
Политический мир, как объект политической философии
Объект политической философии – это политический мир и его универсалии, которые можно смело отнести к основам политических теорий.
Непосредственными основами политической философии являются проблемы, затрагивающие духовное политическое измерение, его высокое предназначение. Таким образом, формируется картина политического мира с обозначением всех проблемных зон и выделением острых политических противоречий.
В любое время такая философия была занята поиском ответов на важнейшие проблемы сегодняшнего дня. В частности, почему именно политика так важна для человеческой жизни и почему с ее помощью человек нередко собирается решать собственные проблемы? Каким является основание политической организации:
- Божественным разумом?
- Рациональным началом?
- Правом сильнейшего?
- Природным правом?
Интересует эту философию также, за счет чего оказывается возможным укрепление политической власти. Достаточно ли для этого гарантированного порядка, а также согласия большинства? Каким образом можно заставить власть заботиться об общественном благе и об общем (через индивидуальное) благополучии?
Научные парадигмы
Политической философской наукой рассматриваются специфические установки для исследований, являющиеся научными парадигмами, определенными мыслительными канонами, которые ориентируют исследователей на заданные мировые картины и предусмотренные аналитические стратегии.
Что касается научной парадигмы, то она является совокупностью нормативов и ценностных категорий, создающих мыслительные установки на рассмотрение явлений через определенную точку зрения и соответствующем их исследовании. По словам Фуко, такие парадигмы можно называть чем-то вроде дискурсивных формаций, то есть способов рационального осмысления окружающей реальности. Подобное мышление априорно и мыслителю уже никуда от него не деться.
Политическая парадигма представляет собой систему мировоззрений, которая определяет объект политической философии:
- Значения политического субъекта в социуме;
- Координаты данного субъекта во времени и пространстве;
- Специфику взаимоотношений субъекта с государством;
- Пределы его политического права и его гражданские обязанности.
Получается, что политическая парадигма обеспечивает фундаментную основу для ценностных категорий и человеческого мировоззрения, благодаря чему люди объединяются в то или иное политическое сообщество.
При разработке такой парадигмы переоцениваются все ценности (к чему так призывал Ницше!), формируется особенный понятийный аппарат, составляются нужные аспекты бытийного и научного восприятия благодаря концептуальным схемам.
Всякая научная абстракция необходима для упрощения реальности и выделения основных характеристик, связанных с концептуальным осмыслением. При этом не должна искажаться основная сущность окружающей реальности. Как подчеркивал Гегель, во временном следует постигать имманентное, а в настоящем искать вечное. Тем более что у разумного существует множество форм и видоизменений.