Структура социальной философии
Структура социальной философии – это взаимосвязь социальных направлений онтологии, гносеологии, аксиологии и праксиологии, объединенных и взаимодействующих друг с другом.
Ключевым вопросом такого философского учения является общество. Следует подробнее остановиться на структуре, чтобы лучше вникнуть в ее предмет. Итак, структура социальной философии составлена из:
- Социальной онтологии. Здесь исследуются закономерности жизни человека в обществе, взаимоотношение духовных факторов с материальными, общественная динамика и общая роль природы.
- Гносеологии. В этом случае анализируются проблемы, связанные с познанием явлений социума, которые могут зависеть от человека или, наоборот, не зависят.
- Аксиологии. Здесь обосновывается система ценностей в различные исторические эпохи, ищутся источники возникновения ценностей в социуме и то, как они могут соотноситься с любой абсолютной ценностью.
- Праксиологии. Этот раздел занят исследованием проблем, связанных с организацией социальной жизни. Здесь рассматривается то, как соотносятся цели, затраченные средства и полученный результат.
Без нормального понятия такого определения, как общество, оказывается невозможным нормальный анализ самого человеческого существа, того, как он развивался, его индивидуальности. Именно поэтому необходимо понимание социальной сущности индивидуума, чем и занимается социальная философия.
Предмет традиционной философской науки связан с взаимным действием человека и окружающего его мира. В качестве же предмета социального философского направления рассматриваются вопросы, касающиеся отношений человеческой единицы с социумом.
История науки социальной философии
Начало социальной философии было положены еще в девятнадцатом веке такими мыслителями, как Контом, Гегелем, Марксом и Спенсером. До них рассматривались только единичные вопросы, относящиеся к этой науке. Обычно это было изучение этики, а также науки о государстве, которыми занимались еще со времен Платона до Руссо. Само определение «государства» практически совпадало с определением «социума».
Но потом теоретический интерес стал больше сосредотачиваться на социально-экономических проблемах. В частности, такое развитие социальной стороны философской науки заметно уже в трудах Вебера и Сорокина.
Значения социума
Социум – это коллективное надындивидуальное человеческое бытие, и представленный термин может рассматриваться в нескольких значениях:
- В качестве особенного самодеятельного людского коллектива.
- В качестве процесса человеческого коллективного бытия.
- В качестве целостной системы взаимоотношений между человеком и различными социальными группами. Здесь социум предстает органическим соединением совершенно разных частей.
Общество изучаемо самыми различными науками – можно говорить об истории, культурологи, социологии. Конечно, не обошлось и без философии.
Если определять задачу социальной философии, то это не просто общее понимание социума, но взаимодействие общества с самим человеком и выявление закономерностей вышеуказанного взаимодействия.
Все вышеперечисленное показывает заинтересованность социальной философии в общих общественных проблемах. В таком случае ее можно рассматривать в качестве обобщающего теоретического учения, которое основывается на разных эмпирических науках.
Социология и философия
Непосредственно социология занята анализом внутренней общественной структуры, тем, из чего составлена его структура, динамикой взаимодействий различных социальных групп. Зато социальная философия рассматривает социум в качестве синтеза изменчивости и незыблемых начал. Здесь исследуется то, что способно объединять самые разнообразные нации и культуры в течение самых различных эпох и на таком основании предоставить ответ на вопрос о реальном значении социума в человеческой жизни.
Конечно, нельзя называть любое размышление о социуме таким понятием, как социальная философия. Ее построения должны быть вполне логичными и основываться на доказательной базе. Конечно, однозначных трактовок категориям социальной философии дать невозможно (как и всем философским категориям), но фундаментальные понятия все-таки получают свои определения, отличающиеся четкостью и ясностью мысли.