Античная философия.

Только обозначает основные гносеологические проблемы:

  • 1) соотношение знания и мнения;
  • 2) соотношение истины и заблуждения;
  • 3) соответствие знания предмету;
  • 4) формируется диалектика как метод познания.

Способами познания признаются:

  • во-первых, созерцательность – рассмотрение мироздания в единстве природы, богов и человека;
  • во-вторых, деятельность разума, освобожденного от власти богов. Важнейшее открытие – закон, который возвышается над частными интересами.

Гераклит  утверждал, что все течет, все меняется не как попало, а повинуясь законам «единого мудрого», которые присущи и бытию и сознанию. Аристотель же, создавая свою логику, видел в ней важнейший инструмент, орудие познания, т. е. «органон». Другими словами, посредством логики Аристотель стремился определить путь достижения нового знания. Продемонстрировав веру в силу разума и подчеркнув объективную истинность познания он сформулировал ряд требований:

  • 1) необходимость рассматривать явления в их изменениях;
  • 2) исследовать причинность, приведшую к изменению;
  • 3) исследовать «раздвоение единого».

Средневековая философия.

Рассматривает основную проблему гносеологии – соотношение веры и разума; религии и науки, философии, и решает ее следующим образом:

1) выступает против разума («верую, потому что абсурдно»- Тертуллиан);

2) утверждает необходимость познать в свете разума то, что принято верой («Верь, чтобы понимать»-Августин Блаженный);

3) обосновывает гармонию между верой и разумом при первостепенной роли веры (Фома Аквинский), так как:

  • а) знания на основе опыта и разума ценны, но
  • б) еще более необходима вера (ибо ум человеческий слаб, ограничен, чтобы постичь глубину мироздания).

Философия эпохи Возрождения.

1) утверждает идеал светского, а не религиозного знания, т. е. науки;

2) опытные науки возводит в ранг важнейших, так как они дают истинное знание о природе;

3) большинство мыслителей опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

Философия Нового времени.

1. Оформляются основные направления философии познания:

  • а) эмпиризм (греч. еmpeiria – опыт) – приоритет отдает опытному познанию;
  • б) сенсуализм (лат. sensus – ощущение, чувство) – признает ощущение единственным источником познания;
  • в) рационализм (лат. rationalis – разумный) – обосновывает приоритет разума в познании мира; вера в разум, в очевидность разумного усмотрения в силу доказательности;
  • г) агностицизм (греч. agnostos – непознаваемый) – полностью или частично отрицает возможность познания объективного мира.

2. Всесторонне разрабатываются методы научного познания.

3. Выявлены и исследованы глобальные заблуждения в познании («идолы», «призраки» разума Ф. Бэкон). В своей работе «Новый Органон» Бекон утверждал, что новая логика должна исходить не только из природы ума, но и из природы вещей, т. е. не измышлять и выдумывать, а открывать и выражать то, что совершает природа. Есть три пути познания:

  • а) «путь паука» - выведение истин из чистого сознания, путь схоластики;
  • б) «путь муравья» - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;
  • в) «путь пчелы» - соединение двух путей, сочетание чувственного и рационального, но приоритет отдается первому.

Гносеология Р. Декарта пронизана убеждением в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания.

Разум, вооруженный интуицией и дедукцией, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если будет руководствоваться истинным методом, т. е.:

  • 1) надо мыслить ясно и четко (отчетливо);
  • 2) расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы;
  • 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному;
  • 4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования и др.

Немецкая классическая философия.

1. Исследует познавательные способности человека (чувственность, рассудок, разум – И. Кант.).

2. Обосновывает роль диалектического метода в познании ( Г. Гегель).

3. Впервые рассматривает практику как одну из основных проблем гносеологии, как критерий, наряду с другими, но она есть абстрактно-духовный труд (Г. Гегель.).

Марксистская философия.

Основные положения диалектико-материалистической гносеологии:

  • 1. Познание - процесс отражения действительности, существующей независимо от сознания и принципиально познаваемой.
  • 2. Познание- осуществляется человеком, как социальным существом. Условие познания - активность познающего субъекта.
  • 3. Теория познания – итог, вывод всей истории познания.
  • 4. Важнейший принцип – единство логики, диалектики на основе материалистического понимания истории.
  • 5. Элементы диалектики (законы, категории, принципы):
    • а) сформулированы всеобщие законы развития;
    • б) есть всеобщие формы мышления;
    • в) они регулируют познавательную деятельность.
  • 6. Теория познания опирается на данные всех форм познавательной деятельности.

Западная философия XIX-XX вв.

Включает гносеологические исследования:

1) ориентированные на науку – сциентические течения:

  • неореализм;
  • постпозитивизм;
  • аналитическая философия и др.

2) ориентированные на внешние формы отношения человека к миру – антисциентические течения:

  • экзистенциализм;
  • герменевтика;
  • феноменология;
  • философско-религиозные направления.