Человечество как геологическая сила

По мере нарастания опасностей со стороны нерешенных экологических проблем люди все больше задумываются над выходом из кризисной ситуации, стремятся предпринять практические шаги по ее преодолению. В этой связи большое значение имеют своевременно и правильно сделанные выводы из накопленного опыта, изменившихся обстоятельств. Один из таких принципиальных выводов состоит в том, что еще в недалеком прошлом общественная жизнь могла протекать при соблюдении двух абсолютно необходимых условий: непрерывное производство средств жизни и воспроизводство самого человека. Природная среда при этом была как бы заранее задана, выполняла по отношению к человеку роль некой константы. Бе нужно было только использовать.

Современная эпоха внесла в этот естественно сложившийся баланс серьезную поправку. Теперь возникла необходимость в новом виде производства — в производстве и воспроизводстве самой природной среды, а это означает, что человек объективно стал активным началом уже не только в социальных, но и в подвластных ему природных процессах.

Суть произошедших перемен во взаимодействии общества и природы, а также перспективы такого взаимодействия в научном плане достаточно глубоко были вскрыты в 30-е — 40-е годы нашего столетия замечательным русским ученым В. И.Вернадским (1863—1945), который одним из первых обратил внимание на качественные изменения биосферы в глобальном масштабе под влиянием' природопреобразую-щей деятельности человека. Анализируя беспрецедентные масштабы и формы проявления этой активности, он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». (Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 328).

Становление новой реальности

Вернадский предпринял попытку научно обосновать качественные изменения во взаимодействии общества и природы под влиянием деятельности человека, рассматривая общество как единство живой и неживой природы, как целостную систему, в которой человек доминирует в качестве активного субъекта. Достижение такого состояния во взаимодействии общества и природы, при котором разумная деятельность человека становится определяющим фактором, он определил понятием «ноосфера» (от греч. поов — ум, разум и 5рпа1га — сфера), т. е. сферой разума. Ноосфера с тех пор мыслится как высшая ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных /процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Иными словами, это высший этап эволюции системы «общество—природа», этап, которого еще нет, но который уже начал формироваться и обязательно должен быть, если человечество хочет избежать потрясений и в будущем жить достойно.

Достижение такого этапа, по мнению многих исследователей, может состояться в том случае, если и общество, и природа будут гармонично эволюционировать в одном направлении — по пути оптимизации своего взаимодействия. Данный тип согласованного развития именуется коэволюцией природы и общества и имеет своим итогом достижение ноосферы.

Термин «ноосфера» впервые стал употребляться с двадцатых годов нашего столетия французскими учеными Э. Ле-руа и П. Тейяром де Шарденом, которые рассматривали ее как идеальное образование, как особую внебиосферную «оболочку мысли» планеты. Принципиально иное содержание вкладывал в понятие «ноосфера» В. И.Вернадский. Приняв этот термин в начале тридцатых годов, он рассматривал ноосферу как результат человеческой деятельности, направленной на преобразование биосферы и природы в целом. С его точки зрения, вокруг Земли действительно образовалась «оболочка» антропогенного происхождения, однако это не идеальная сфера, а определенная ступень, этап в развитии биосферы, когда сознательная преобразующая деятельность людей становится реальной движущей силой этого развития, а возникшая таким образом «сфера разума» есть явление материальное, так как и биосфера, и разум человека, и его деятельность рассматриваются с материалистических позиций.

Идеи эволюции отношений общества и природы базируются на новом понимании закономерностей, определивших возникновение и развитие на земной поверхности органического, а впоследствии и социального мира. Результатом же взаимодействия живой и неживой природы стало новое качественное состояние литосферы, гидросферы и атмосферы Земли, что нашло отражение в таких синтетических понятиях, как «биосфера» и «ноосфера». Введение этих понятий в научный обиход и их философское обоснование стало качественно новым этапом в понимании преобразованной природы.

В. И.Вернадский о ноосфере

акое единство взгляда на все три компоненты: географическую среду, органический мир и общество — принципиально отличает подход, предложенный Вернадским, от предшествовавших попыток объяснить принципы взаимодействия живых организмов с окружающей средой. В этом новом понимании биосфера являет собою не совокупность географической среды и обитающих в ней живых организмов (как то было принято считать раньше), а качественно новое состояние земной поверхности, которое она приобрела в результате длительного взаимодействия организмов с неживой природой, когда уже практически нельзя вычленить отдельно какой-либо элемент, не изменяя сложившегося качества. «На земной поверхности, — писал В. И.Вернадский, — нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. И чем более мы узнаем химические явления биосферы, тем более мы убеждаемся, что на ней нет случаев, когда бы они не были зависимы от жизни. И так длилось в течение всей геологической истории». (Вернадский В. И. Избр. труды по биогеохимии. Л.-М., 1967. С. 241).

Человек и ноосфера

Итак, ноосферу следует понимать не как особую самостоятельно существующую оболочку, отделяющуюся от биосферы, а как итог перехода биосферы от одного ее состояния к другому, в результате чего она приобретает новое качество. При этом чисто географические параметры биосферы и ноосферы не совпадают. Так, используя ракеты, спутники, орбитальные станции и другую космическую технику, человек выходит далеко за пределы границ естественно сложившейся биосферы, но, являясь частью этой биосферы, он тем самым расширяет и ее границы — границы ее нового качества.

Вместе с тем, взаимодействуя с природой, общество как бы пронизывает, «социализует» биосферу, наполняя ее новым содержанием. Биосфера все в большей степени оказывается «включенной в ткань общественного бытия», а ее процесс бесконечного развития и совершенства затрагивает тем самым и социальную сферу. При этом человек, являясь частью природы, не в состоянии прекратить данный процесс «иначе как прекратив свое общественное бытие, следовательно, и человеческое бытие».

Переход биосферы в ноосферу, таким образом, означает прежде всего то, что человек обязан, вынужден (и у него нет возможности уклониться от этого) взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя, неизменно руководствуясь в своей преобразующей деятельности принципом: «Не навреди».

Для осуществления такой задачи необходим колоссальный арсенал знаний как о самом обществе, так и о системе «общество—природа», а это, собственно, и составляет содержание практически всех естественных, гуманитарных и технических дисциплин, где философия выполняет весьма важную и специфическую роль. При этом на первое место выступает ее аксиологический аспект, способность формулировать нравственные идеалы, моральные и этические нормы.

Экологический императив

Сегодня, когда человечество столкнулось с угрозой серьезных экологических потрясений, этическая сторона поведения людей обрела особую актуальность и имеет теперь несколько иной смысл, чем до обострения проблем в системе «общество-природа», ибо, как отмечалось выше, центральное внимание в своей деятельности человек должен уделить биосфере. В сложившейся ситуации это объективная необходимость, требующая соответствующего поведения людей, основанного на новой этике, которая отражала бы не только лучшие достижения человечества в данной области, но и учитывала бы наиболее актуальные проблемы современной жизни.

Так, нравственный императив, идущий еще от библейских сказаний, а в виде всеобщего морального правила сформулированный Кантом («Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»), должен быть распространен теперь и на природу, став всеобщим экологическим императивом. Применительно к экологии смысл этого требования состоит в том, что каждый действующий субъект (будь то отдельный человек, общество или человечество в целом) во всех своих помыслах, делах и поступках, имеющих прямое или косвенное отношение к природе, должен вести себя так, чтобы норма этого поведения могла стать всеобщим экологическим законом.

Сам по себе этот нравственный закон, затрагивающий как общественную жизнь, так и естественные условия существования человека, конечно же, не является единственным и безусловным требованием, следование которому однозначно гарантировало бы преодоление всех проблем экологии. Но будучи принятым мировым сообществом за основу в отношениях людей с природой, он с необходимостью поставит различные страны и народы в такое положение, когда они вынуждены будут в соответствии с ним перестраивать свою природопреобразующую политику, устраняя тем самым экологические барьеры на пути к более тесной интеграции в мировое сообщество, без чего не только не достичь ноосферы, но и с общечеловеческими проблемами не справиться.