Антропоцентризм и пантеизм в понимании природы, общества и человека
Для философской мысли Возрождения характерен антропоцентризм. Христианство тоже было антропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма; мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами. В Возрождении характерна замена понятия обожения понятием обожествления человека, его максимального сближения с Богом на путях творческой деятельности.
Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу ХУ—началу XVI в. по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. На первый взгляд, происходит возвращение к космоцентризму античного мышления. Однако в понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. В переводе с греческого «пантеизм» означает «всебожие». Бог утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.
Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский (1401—1464) рассматривал Бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно Кузанцу, центр и окружность космоса — это Бог, а потому хотя мир и не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Кузанец разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля, тем самым он подготавливает коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник (1473—1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548—1600), он создал последовательно пантеистическое учение. Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая далее границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы — как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного — с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс.