Философия возникает в процессе становления цивилизации, т. е. при переходе от естественного (дикого, первобытного) к искусственному (производящему) способу жизни. Первобытный человек руководствовался мифологическим сознанием, он жил в одушевленной природе, в мире добрых и злых духов. С помощью ритуальных действий (танцев, жертвоприношений и пр.) он добивался успешной охоты, победы над противником, выздоровления и свершения других практических дел. В целом мифологическое сознание, как совокупность норм и правил жизни, позволяло человеку выжить в естественных условиях. Но строить дома и корабли, прокладывать дороги и водоводы, изготовлять орудия войны и труда, выращивать хлеб и виноград - для всего этого уже недостаточно плясок и жертвоприношений, а необходимо рациональное знание об окружающем мире, т. е. объяснение явлений мира без привлечения неких таинственных сил, без наделения материальных предметов собственной одушевленной активностью, неподвластной человеку. Такое объясняющее знание о мире, первоначально целостное, не разделенное на отдельные области, и получило название философия (любовь к мудрости).

Философствование не означает туманного рассуждения или некоего переживания, например, при восприятии художественного произведения, поэтому бесполезно искать философию в музыке или живописи, как это иногда встречается. Философствование - это строгое, логически упорядоченное рассуждение о любых вещах на предельно высоком уровне их обобщения.

Понимание сущности какого-либо предмета (техника, государство, человек, революция, образование, культура, любовь, жизнь и т. д.) предполагает его рассмотрение во всей полноте функционирования и развития, т. е. во всех его действительных и возможных состояниях, во всех его связях и отношениях. В противном случае понимание предмета остается ограниченным, усеченным, и закон бытия предмета остается нераскрытым. Соответственно решение любой проблемы может быть обосновано лишь при наличии определенных ориентиров, задаваемых ее включенностью в проблемы более высокого порядка. Рассмотрение последних, в свою очередь, требует перехода на более высокую ступень обобщенности. И везде сохраняется многовариантность выбора решений, поскольку нет проблем, имеющих одно единственное решение, а разные решения имеют разное обоснование.

Вместе с тем, восхождение проблем по ступеням обобщения не беспредельно, оно заканчивается выходом в сферу всеобщих вопросов бытия: что такое человек, общество, природа, сознание, материя, движение, пространство, время и т. д.? Т. е. совершается выход в сферу чистых абстракций, сущностей. Иначе говоря, мы попадаем из физики в метафизику, из области позитивного знания в мир философии. Следовательно, любая проблема при ее последовательном рассмотрении во всем многообразии ее связей и отношений, во всей целостности ее функционирования и развития необходимо перерастает в философскую проблему. По возможным решениям философские проблемы, в отличие от конкретных позитивных проблем, не просто многовариантны, они принципиально альтернативны и в конечном счете сводятся к полярности решений исходной философской проблемы (ответов на основной вопрос философии).

Отправной посылкой философского рассуждения (философствования) является факт существования человека в мире при данности этого мира человеку в виде его собственного сознания. Человек рождается не по своей воле и начинает ощущать с момента своего рождения. Мыслить он начинает позже в результате общения с другими людьми. Ни своего рождения, ни начала становления своего «Я» человек не помнит, он застает самого себя в качестве «Я» как нечто данное, готовое. Следовательно, каждому индивиду изначально дано бытие, включающее в себя его самого (собственное «Я»), других людей (других «Я», соединенных в общество), мир материальных предметов (природа и техника).

Сознание есть данность мира человеку, которую в одном случае можно обозначить как его форму, вторичную по отношению к самому миру, а в другом - как сам мир, в своем существовании не выходящий за пределы человеческого сознания.

 

В целях пояснения рассмотрим вопрос более широко. Бытие всякого живого существа составляет совокупность (комплекс) его ощущений. Простые организмы взаимодействуют с окружающей средой непосредственно, их поведение представляет собой совокупность ответных реакций на совокупность воздействий со стороны элементов среды. Определенным воздействиям соответствуют определенные реакции, при отсутствии воздействия отсутствуют и реакции. Можно сказать и по-другому: определенным раздражениям соответствует определенное поведение, при отсутствии раздражения отсутствует и какое-либо поведение. Вопрос об источнике раздражения, т. е. о наличии или отсутствии внешней среды как объективной реальности, здесь просто не имеет смысла.

Сложноорганизованные живые существа с развитой нервной системой функционируют в рамках моделей бытия, сформировавшихся в их психике в процессе чувственно-предметной деятельности. В психике складывается целостная модель бытия живого существа: внешние разрозненные ощущения сливаются в целостные образы предметов окружающего мира, внутренние ощущения образуют определенные чувства (голода, жажды, боли, наслаждения), а вместе они интегрируются в потребности, переживания, являющиеся движущей силой тех или иных действий. Психика есть своеобразная база данных (элементов модели бытия), на основе которой конструируются возможные цели и средства деятельности, проигрываются возможные ситуации. То есть поведение таких живых существ имеет опосредованный характер.

Однако и для животного, функционирующего на основе отношения «стимул-реакция», нет никакой разницы в том, живет ли оно в системе ощущений как модели реального мира или за пределами ощущений никакого мира нет. Нормативность поведения животного (чувство голода - движущаяся добыча - преследование - насыщение) одна и та же в обоих случаях.

Нормативность предметной деятельности дикаря основывается на стереотипах, передаваемых из поколения в поколение. Если животное находится лишь в локальной среде (в локальной системе ощущений), то первобытный человек живет в некоторой одушевленной картине своего бытия, его поведение представляет собой уже не систему реакций на систему ощущений, а систему определенных коллективных действий, соответствующих тем или иным ситуациям в картине бытия. С одной стороны, тут есть качественное отличие: психическая картина бытия животного не существует отдельно от предметных ситуаций, а психическая картина бытия первобытного человека приобретает универсальный, общественный характер и становится поливариантной, в ней могут проигрываться разные ситуации. Но в каждой из них предполагаются адекватные, запрограммированные в стереотипе действия. Поэтому и здесь вопрос о возможном существовании какого-либо иного бытия, кроме непосредственно данной картины, не возникает.

Цивилизованный человек, в отличие от животного, живет не в природе, а в обществе, причем, в отличие от дикаря, живет не в однородной, слитной общности, а в разнородном, социально дифференцированном обществе. Нормативная заданность деятельности цивилизованного человека неоднозначна, она определяется общественным сознанием и характеризуется многообразием возможных целей и выбора средств их достижения.

Таким образом, человек, во-первых, - существо мыслящее, оперирует не только чувственными моделями, но и абстракциями. Во-вторых, человек - существо общественное, его действия составляют только часть общего действия (совместная деятельность, разделение труда). Кроме взаимного совместного действия, есть еще и взаимная социальная борьба. К тому же человеческая деятельность регулируется общественной нормативностью.

Заключенность человека в некую оболочку (сферу ощущений, сознания) является эмпирическим фактом и исходным пунктом философствования, обязательным для всех философских направлений, независимо от того, верим ли мы в объективную реальность бытия или считаем его галлюцинацией. В любом случае человек живет и действует (ставит цели, выбирает средства, принимает решения) не в мире действительных предметов, а в некоторой модели, сконструированной им самим по своим собственным меркам. Непосредственно вне модели никакого мира человеку не дано.

 

В таком случае вопрос сводится лишь к тому, есть ли что-либо за пределами этой модели, и если есть, то что. То ли человек живет в действительном мире, в объективной реальности, но в опосредованном виде, а значит, - в субъективной реальности как модели, копии объективной реальности; то ли он живет просто в реальности без какого - либо опосредования, и эта реальность может быть только субъективной, за пределами которой нет ничего.

Иначе говоря, бытие представлено либо в двух видах (объективная и субъективная реальность), либо ограничивается одним видом, который может быть представлен только субъективной реальностью, поскольку в объективной реальности пребывать непосредственно могут лишь элементы самой объективной реальности, в силу чего само понятие объективности, не имеющее противочлена, теряет смысл.

В итоге можно сказать так: человеческая цивилизованная жизнь, в отличие от нецивилизованной, естественной жизни, становится многомерной, приобретает множественный характер: мысленно человек начинает проживать множество разных жизней, жить во множестве разных миров. В конечном счете человеческое существование распадается на мир идеальных мыслей и мир чувственных предметов. И тогда возникает проблема их отношения друг к другу: какой из них настоящий, первичный, а какой производный от него, вторичный? Существует ли предметный мир самостоятельно, и, если существует, какова природа его картины в нашей голове? Следовательно, чем более социализовано человеческое существование, тем сложнее оно становится и тем больше требуется его философское осмысление.

Итак, человеку дана только сфера ощущений. Какие здесь могут быть допущения по вопросу о существовании чего-либо вне этой сферы?

Вариант 1. Вне сферы ощущений нет ничего, мир существует в сознании человека. Философское направление, ограничивающее бытие существованием субъективной реальности, можно обозначить как субъективизм или более конкретно - субъективный идеализм, так как на первое место ставится человеческое сознание, по отношению к которому предметный мир вторичен, производен и представляет собой мир человеческих ощущений, т. е. субъективизм и субъективный идеализм совпадают по определению.

В связи с последним суждением надо отметить, что положение о первичности сознания, в частности о том, что оно конструирует, творит мир, не следует понимать буквально в том смысле, что мысль творит мир материальных предметов, природу (создает моря и сушу, поля и горы) и, стало быть, весь мир есть плод воображения, умещающийся в человеческой голове. Действительно, само по себе сведение предметного мира к ощущениям еще вовсе не означает ограничения бытия оболочкой человеческого тела, т. е. абсолютного отрицания «не-Я». Дело в том, что сами ощущения относительно противопоставлены «Я» и могут рассматриваться в качестве «не-Я».

Доведенный до логического конца, до крайности, субъективный идеализм переходит в солипсизм (лат. solus - единственный и ipse - сам), считающий, что существуют только человек и его сознание, а объективный мир, в том числе и другие люди, существует лишь в сознании индивида. Объективная реальность отвергается, и тем самым как бы обрубаются все концы - проблемы бытия лишаются всякого смысла. Бытие уподобляется мультипликационному фильму, смонтированному человеком из собственных ощущений и самому себе показываемому. Использование приборов не меняет сути дела. Приборы только усложняют и расширяют сферу ощущений, но ни в коей мере не выводят за ее пределы. Содержание ощущений становится более многообразным, но сфера остается замкнутой, ей некуда раскрываться. Большинство философов стремится избежать последовательного солипсизма, поскольку он ведет к парадоксам (рис. 2).

 

По схеме субъективного идеализма источником знания является ощущение. В этом плане субъективный идеализм относится к сенсуализму (лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие, смысл).

Вариант 2. Умеренный субъективный идеализм не сводит бытие к существованию отдельного индивида, а подразумевает вообще человеческое сознание и сосредоточивается не на онтологическом аспекте (онтология - греч. ontos - сущее и logos - учение, слово, т. е. учение о бытии), не на отсутствии объективной реальности, а на гносеологическом аспекте (гносеология - греч. gnosis - знание, т. е. учение о познании), а именно на недоступности объективной реальности, и ограничивается агностицизмом (греч. a - отрицание и gnosis - знание, т. е. отрицание возможности познания).

Агностицизм отрывает друг от друга объективную и субъективную реальность. Относительный агностицизм признает существование объективной реальности, но отказывается от высказываний о ее природе. Абсолютный агностицизм отказывается от каких-либо суждений об объективной реальности, в том числе и о ее существовании вообще.

Вариант 3. За человеческими ощущениями (за пределами субъективной реальности) допускается существование независимого от человека мира (объективной реальности). Такую позицию можно обозначить как объективизм (рис. 4). Но здесь возникают проблемы другого рода: о природе независимого от человека мира (материален он или идеален, конечен или бесконечен, самостоятелен или кем-то сотворен, постоянен или изменчив?); о его отношении к человеческому сознанию, доступности познанию; с другой стороны, о природе сознания и способах познания объективного мира (является ли человек с его сознанием частью объективного мира, каков механизм познавательного процесса, есть ли предел человеческому познанию?).

Третий вариант имеет два подварианта. Подвариант относительный агностицизм (рис. 5).

1:

Объективная реальность сама по себе непознаваема (вещь в себе) и может быть истолкована как угодно

Становление сознания (в том числе врожденных познавательных способностей) не объясняется

Сфера ощущений искажает образ объективной реальности. Действительный мир недоступен и потому непознаваем. Процесс познания ограничивается

сферой ощущений

Познание есть

упорядочение ощущений. Для этого требуются определенные врожденные познавательные

способности (чувственные и логические)

Рис. 5

Единство знания

не объяснить

без врожденных познавательных способностей, а в конечном счете - без высшего духовного начала

alt

12

 

П о д в а р и а н т 2: Сфера ощущений прозрачна. Органы чувств нас не обманывают и адекватно воспроизводят предметы объективной реальности. Следовательно, мир познаваем. Здесь возможны три философских направления (рис. 6).

alt

Рис. 6

13

 

Рассмотрим их более подробно.

Объективный идеализм (рис. 7). Формы материального бытия предметов бесконечно многообразны и изменчивы. Их сущность одна, вечная и неизменная. В каждом случае своего материального бытия предмет лишь частично выражает свою сущность. Например, в ХУШ в. автомобилей на Земле не было, а сейчас нет автомобилей конца XXI в., но идея автомобиля была и будет всегда одна и та же, т. е. автомобиль как таковой не Рис. 7

определяется ни формой, ни материалом и вообще никакими материальными свойствами: «автомобиль вообще» - это сугубо идеальное образование, первичное по отношению ко всем его материальным воплощениям.

Чувственная данность материальных предметов не обеспечивает полноты их знания. Познание предмета есть познание его сущности. Основным средством познания здесь является мышление (интуиция, творческое озарение). Таким образом, по схеме объективного идеализма источником знания является мышление. В этом плане объективный идеализм относится к рационализму. Проблема происхождения идей объективным идеализмом не ставится. В конечном счете здесь необходима вера, и без мистики так или иначе не обойтись.

П р и м е ч а н и е. Религия, как форма общественного сознания, смыкается с объективным идеализмом. Бог - это некая абсолютная идея бытия, первичная по отношению ко всем возможным формам его материальности.

Материализм (рис. 8). Мир представляет собой бесконечное многообразие материальных предметов, во-первых, существующих объективно и, во-вторых, данных человеку в ощущении. Мир не имеет ни начала, ни конца. Проблема возникновения и развития мира исследуется наукой.

В основе объективной реальности лежит духовное начало, т. е. мир материальных предметов вторичен по отношению к их идеальным сущностям как

абсолютному бытию

14

 

alt

Сознание есть свойство

особым образом организованной

материи, результат

естественного развития природы. Наука исследует эту эволюцию

Познание материального мира есть его отражение в сознании человека. Знание предметов есть

их образы, копии. По мере

исторического развития знание о мире становится все более полным и точным

alt

Рис. 8

По схеме материализма источником знания является ощущение. В этом плане материализм, как и субъективный идеализм, относится к сенсуализму, но, в отличие от субъективного идеализма, считает ощущения копиями материального мира.

Метафизический материализм отличается от объективного идеализма тем, что отвергает какое-либо духовное начало объективной реальности. Следовательно, онтологически они противоположны. Но признание метафизическим материализмом абсолютных качеств вещей, т. е. их качественной определенности, присущей им самим по себе, в принципе тождественно признанию их абсолютных идей, поскольку качественная определенность вещи (ее сущности) не может быть воплощена полностью в каких-либо материальных свойствах. Соответственно сущность вещи, понимаемая как абсолют, недоступна познанию на чувственной основе и раскрывается лишь в порядке творческого порыва и озарения. Это означает, что гносеологически метафизический материализм и объективный идеализм едины.

Они едины и методологически, находясь на позициях абсолютизма - направления, признающего наличие предельных форм бытия, конечных или начальных (первоэлементы мира, материя как таковая, идеи вещей, абсолютная идея, Бог и т. п.). В метафизическом материализме мир определенен, он «какой-то», но это «какой-то» уходит в бесконечность и в

15

 

принципе совпадает с определенностью абсолютной идеи, тоже уходящей в бесконечность. Таким образом, метафизический материализм и объективный идеализм совпадают по признанию абсолюта (абсолютной сущности) в виде либо материи как таковой, либо идей, т. е. предметов как таковых. Направление, отрицающее наличие предельных форм бытия и признающее лишь его бесконечное многообразие, называется релятивизмом.

Диалектический материализм, в отличие от метафизического материализма, признает активность субъекта, сознанию которого мир дан не сам по себе, не как таковой, а в его определяемости природными и социальными свойствами индивидов, всей общественной практикой. Иначе говоря, мир сам по себе «никакой» (или, что то же самое, бесконечно многообразный, т. е. неопределенный, а значит, «никакой»), его определенность обусловлена определенностью человеческого бытия. Однако следует различать диалектико-материалистическое положение: «мир сам по себе никакой» и субъективно-идеалистическое положение: «никакого мира самого по себе нет». Следовательно, онтологически диалектический материализм и субъективный идеализм противоположны, но гносеологически имеют некоторые общие черты, хотя принципиально различаются в понимании познания: для диалектического материализма знание о мире - это его образ, а для субъективного идеализма - некий символ, знак, иероглиф, инструмент.

Таким образом, материализм, как метафизический, един с объективным идеализмом (сущность, закон, необходимость отождествляются с абсолютной идеей), а как диалектический, он един с субъективным идеализмом (активность субъекта, практика отождествляются с ощущениями). Диалектический материализм является безусловным шагом вперед в философии в том плане, что перекидывает мостик через пропасть, разделяющую объективизм и субъективизм, абсолютизм и релятивизм. Тем самым в человеческом бытии связываются объективная и субъективная реальности, чего не может быть ни в рамках объективного идеализма, где исключается активность субъекта, подавляемая абсолютной идеей, ни в рамках субъективного идеализма, где исключаются закономерность, необходимость и царит произвол. В

16

 

диалектико-материалистическом понимании бытия связываются именно закономерность и активность.

Можно сказать и так: материализм и субъективный идеализм противоположны не в том, что один признает существование вне человека мира, а другой отрицает (крайности свойственны обоим направлениям), а в том, что в одном случае этот мир объявляется независимым от человека (объективным), а в другом - зависимым от него (субъективным).

Дуализм (рис. 9). На базе дуализма не формируется целостных философских учений о бытии. В решении одних проблем преобладает материализм, в решении других - идеализм. В вопросе об источнике знания дуализм относится к рационализму. Большинство философских систем являются монистическими.

Итак, первичным предметом философского рассмотрения, начальным пунктом философствования является вопрос о реальности как о противостоящем человеку мире, исходной данности человеческого бытия, изначально очевидной и не требующей выведения из чего-либо другого. И вопрос этот состоит лишь в одном - объективна или субъективна реальность, т. е. существует ли она сама по себе, независимо от существования человека или неразрывно связана с ним, будучи лишь данностью в его сознании?

В зависимости от ответа на данный вопрос имеют определенное решение остальные философские проблемы.

1. Каков закон бытия (как оно устроено, чем обусловлено в своем становлении и изменении, куда движется)? Коренным, системообразующим здесь является вопрос о первоначалах, основаниях бытия, определение которых обусловлено ответом на конкретный вопрос о единстве мира, или его аналог - вопрос о статусе общего в его соотношении с единичным.

2. Познаваемо ли бытие, можно ли им управлять? Что есть знание, каковы его источник и способ получения? Чем определяется единство человеческого знания? Каков закон смыслового взаимопонимания людей?

3. В чем закон бытия самого человека? Каковы место, цель и смысл человека в бытии?

Все многообразие философских проблем может быть сгруппировано в относительно самостоятельные разделы философии:

онтология - учение о бытии (объясняет законы бытия, представляет его модель);

гносеология - учение о познании (показывает источник знания и механизм процесса познания, объясняет причины единства знания и возможность взаимопонимания);

методология - учение о методах объяснения бытия в условиях противоречивого характера его данности человеку;

аксиология - учение о ценностях (рассматривает вопросы о смысле и целях бытия);

логика - учение о законах, формах и правилах мышления.

В свою очередь любая из указанных философских проблем может быть выведена на передний план в качестве системообразующей для философского направления.

В соответствии с ответами на поставленные вопросы в истории

философии сложились основные философские направления -18

 

альтернативные, т. е. исключающие друг друга (парные) системы рассуждений, представляющие собой логически целостные версии решения философских проблем:

объективизм - субъективизм;

монизм - дуализм;

материализм - идеализм;

агностицизм - «гносеологический оптимизм»;

детерминизм - индетерминизм;

абсолютизм - релятивизм;

реализм - номинализм;

рационализм - сенсуализм;

рационализм - эмпиризм;

рационализм - иррационализм;

рационализм - интуитивизм;

эссенциализм - феноменализм;

метафизика - диалектика. Любое философское учение явно или неявно, но необходимо принадлежит целиком или тяготеет к какому-нибудь из противоположных «...измов» по каждой из перечисленных пар. В полном объеме всех своих философских характеристик направление является так называемым теоретическим выражением определенного мировоззрения.

Философия, как учение о всеобщности бытия, базируется на его позитивном освоении и в конечном счете выражает закон, сущность содержания позитивности. Следовательно, данные опыта в его широком понимании как познавательно-преобразовательной деятельности вообще без сопряжения со сферой философских абстракций не могут сложиться в целостную систему обобщенного знания. Соответственно непонимание философских проблем какого-либо предмета в конечном счете означает непонимание самого предмета как такового.

Таким образом, философия завершает восхождение по ступеням абстракций и находится на предельном уровне обобщения, представляя собой всеобщую систему отношений, задающую ориентиры, исходные посылки для обоснования решений любых позитивных проблем. Одновременно в той же мере, в какой выход в философию завершает рассмотрение предмета во всеобщей полноте его бытия, исходная философская позиция является и началом рассмотрения предмета.

При рассмотрении философских проблем конкретных областей бытия (любого предмета) сохраняется общая структура философии, прежде всего, различение основных философских направлений. В истории философии сложился достаточно устойчивый предметный ряд философствования: философия природы, общества, человека, познания, науки и техники, политики и экономики, морали и права, культуры и искусства.

По всем разделам и предметам философии формируются разные философские системы в соответствии с основными философскими направлениями: субъективным и объективным идеализмом, метафизическим и диалектическим материализмом, дуализмом и агностицизмом.

Здесь необходимо иметь в виду важное обстоятельство: из целостности философии следует, что философская позиция (определенное решение основного вопроса философии) может быть только одна, если исходить из единства самого бытия как предмета философствования. Например, нельзя быть материалистом в объяснении явлений природы и одновременно - идеалистом в понимании общества. Но это в абстракции, сугубо логически. В чистом виде не может быть реализована ни одна версия (модель, вариант) решения основного вопроса философии, так как при ее последовательном проведении через всю систему философских проблем в определенных случаях обязательно возникнут парадоксы, несоответствия, противоречия и тому подобное, т. е. всегда будет оставаться недостаточной аргументация для утверждения абсолютной достоверности избранной версии, всегда будет возникать необходимость обращения к другим версиям при переходе от одних предметных областей к другим.

Философские направления в чистом виде - это абстракции. Их не было исторически, все они равноправны логически и могут быть представлены в философском рассмотрении любого предмета. Однако разработать единую безальтернативную и непротиворечивую систему философии невозможно. Любая философская система, во-первых, ограничена определенным допущением в решении исходной философской проблемы, во-вторых, она внутренне противоречива в связи с необходимостью неявного использования противоположных допущений. Причины такой ограниченности и противоречивости реально существующей философии объективно обусловлены, с одной стороны, исторической относительностью знания, а с другой - социальной дифференциацией общества. Иначе говоря, субъективизм и объективизм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика и все другие полярные направления в философии имеют гносеологические и социальные основания своей ограниченности и противоречивости.

Следовательно, ни одно из философских произведений с изложением того или иного варианта решения основного вопроса философии не может быть принято или отвергнуто, однозначно оценено с позиций истинности или ложности. В философском произведении должна быть понята логика рассуждений автора, увидена модель, определено ее место в логической схеме основных философских направлений, исходя из самого исторического текста и современного понимания логической схемы. Думать за автора бессмысленно, потому что то, что он говорил и хотел сказать в контексте своего времени, не совпадает со значением его суждений в контексте логической философской схемы нашего времени.

Философия не может быть сведена в какую-либо единую логическую таблицу, законченную схему таким образом, как это требуется в науке. Собранные вместе философские тексты не складываются в одну целостную систему рассуждений, как, например, научные тексты по физике складываются в целостную систему физики. Впрочем, и законченность научных систем - это тоже своего рода условность. Соответственно философию нельзя выучить, ее можно только понять (понять не как истину, а как проблему). В философии нельзя быть только учеником, в ней обязательно надо быть и соавтором.

Развитие философии на современном этапе обусловлено тем, что учтены и рассмотрены все возможные версии решения исходной философской проблемы, нет никаких ограничений мысли, кроме ее исторической предельности самой по себе и ограниченности позитивного освоения бытия. Достигнуто исчерпывающее понимание содержания философских проблем, ставших более понятными, чем впервые сформулировавшим их авторам, понятными, в первую очередь, в их абстрактной неразрешимости, что позволяет освободиться от вынужденных, но не обоснованных абсолютизаций и допущений. Философский поиск первоначальных элементов и причин, конечных целей и следствий сошел на нет, как и естественнонаучный поиск принципов вечного двигателя. Вместе с отрицанием первоначальных материи и причины необходимо отрицается конечная абсолютная истина. Осталась всеобщая неопределенность, в которой размываются исходные посылки рационального мышления о бытии, - в классической философии рациональность достигла логического предела. Абсолютная определенность бытия, провозглашенная классической философией, растворилась в постмодернистском релятивизме.

Специфика современного периода развития философии состоит в достижении относительной логической законченности схемы решений исходной философской проблемы. Это обусловлено достижением относительной завершенности позитивного знания о мире. Переключение на проблемы герменевтики, феноменологии и вообще широкое распространение постмодернизма есть выражение такой законченности. В рассмотрении истории философии становится все больше необходимым обращение к ее логике, определенное отвлечение от имен и буквальности текстов, т. е. переход от пересказывания к переписыванию. История философии в контексте проблемной законченности предстает как поэтапное развертывание логической схемы, достигшей к ХХ в. необходимой полноты.

Таким образом, на каждый момент человеческой истории, общественной практики имеется некоторый предельный чувственный опыт, предельная форма чувственной явленности мира человеку, выйти за границы которой в данный момент он объективно не может. С одной стороны, это относительное ограничение реально существующей техники, с другой - абсолютная невозможность преодолеть опосредованность данности мира человеку (как бы ни развивалась техника, мир всегда будет являться человеку в качестве ощущения). Поэтому перед человеком всегда остается задача истолкования данных опыта, будь то простые ощущения (зрение, слух и т. д.) или компьютерные модели. Вся история философии сводится к истолкованию данных опыта и к выдвижению определенных версий.

 

На рубеже ХХ-ХХ! вв. на основе доступного для понимания опыта истории философии продолжительностью свыше двух с половиной тысячелетий, а также современного уровня позитивного, прежде всего научного, освоения мира, оказалось возможным выработать логически последовательную и полную систему философской проблематики, в том числе:

- сформулировать исходную посылку философствования: «человеку даны только ощущения и мысли»;

- сформулировать исходную философскую проблему, которая так или иначе сводится к вопросу о содержании ощущений: а) заключено ли в них какое-либо объективное содержание, т. е. существует ли объективная реальность; б) если объективная реальность существует, то какова ее природа.

- проанализировать все логически возможные варианты (версии) решения исходной философской проблемы и на этой основе рассмотреть, сопоставить друг с другом все основные философские направления;

- в процессе рассмотрения определенных решений исходной философской проблемы очертить круг производных, вытекающих из этих решений философских проблем;

- построить в итоге целостную, законченную схему (систему) философствования, воплощающую в себе ее логические начало и конец, возврат в исходное состояние. История философии в этом случае со всеми ее случайными формами, зигзагами оказывается для нас всего лишь развертыванием ее логики.

Предложенная логическая схема философии сама по себе трудна для усвоения и может быть понята только в процессе изучения всего историко-философского курса. Анализ конкретных философских систем целесообразно осуществлять именно с позиций данной схемы путем нахождения для каждой из них своего места.