В образовательных центрах эпохи раннего христианства схоластами называли учителей учрежденных церковью школ, термином «схоластика» стали со временем обозначать целый комплекс явлений, характеризовавших интеллектуальную жизнь главным образом Римско - католической церкви на протяжении нескольких веков.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), который развил идею системы обучения из семи наук, как пропедевтики к изучению теологии. Алкуин Йоркский (730-804) продолжил педагогические идеи Боэция и сформулировал основную идею новой системы образования: «Так взрастут на земле франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию».

Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810-877), которого называли «первым отцом схоластики» или «Карлом Великим схоластической философии» восстановил диалектику и философию в своих правах через включение свободных искусств в контекст теологии. Из форм эрудиции они превратились в инструмент исследования, постижения и разработки христианских истин в целом.

Вторым «отцом схоластики» считается Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Разум, согласно Ансельму, свободен, но только в границах догматов. Особое внимание к обоснованиям разума определяется у Ансельма главной задачей схоластики - прояснить детали и довести изложение основ христианской философии до элементарного дидактического уровня. «Схоластика» характеризуется своеобразным методом, связанным с практикой обучения в университете и ведения диспута по философско-богословским темам: вопросы вероучения подвергаются рациональному обсуждению путем анализа текстов и рассмотрения аргументов «за» и «против», в ходе которого находится разумное разрешение неясных, спорных вопросов.

Период, охватывающий XIII в., называют «золотым веком схоластики». Это была эпоха таких выдающихся мыслителей, как Альберт Великий (1206-1280), Бонавентура (1221-1274) и Фома Аквинский (12241274).

Великий систематизатор схоластики Фома Аквинский (Фома - это по-гречески, а по латыни - Thomas, отсюда и название его учения - томизм) считает недостаточным онтологическое доказательство существования Бога, выдвигает пять собственных доказательств существования Бога ; исследуя проблему бытия не только Бога, но и всего сущего, он разделяет сущность (эссенцию - «чистую идею» вещи) и существование (экзистенцию - сам факт бытия вещи), считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога; исследуя проблему познания, приходит к выводу о том, что вера и разум одновременно участвуют в процессе познания, но разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души, а философия может объяснить только то, что познаваемо разумом. Те истины, которые не поддаются рациональному (разумному) познанию, проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, могут быть познаны через Божественное откровение.

 

XIV в. - время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от ее основной идеи - союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ (via antiqua - античного, «старого» пути), связанная с развитием естественно - научных интересов и исследований (Вильям Оккам (ок. 1285-1349), Жан Буридан (ок. 1295 - ок. 1360) и др.). В. Оккам переходит на позиции теории двойственной истины. Вера и богословие необходимы для спасения, имеют практическое значение. С одной стороны, философия не нужна богословию, не способна ничего решить в богословских вопросах. Например, доказательство бытия Бога невозможно, да и не нужно. С другой стороны, теоретические вопросы решаются философией - здесь необходим разум, а не вера или авторитет. Поэтому вера и богословие ничего не дают философии. Тем самым философия и богословие отделяются друг от друга.