Для научной деятельности. Диалектика является современной общей теорией развития всего сущего, она адекватно отображает мир в своих принципах, законах и категориях.

Диалектика учит, что мир противоречив, изменчив, подвижен, он усложняется, развивается и его нельзя правильно отразить, описать однозначными, непротиворечивыми высказываниями, теориями. В науке недопустимы догматизм, эклектика, софистика, метафизическое окостенение мысли. Являясь общей теорией развития, диалектика тем самым становится методологией научного исследования - совокупностью законов и принципов построения обще - и частнонаучных методов исследования.

Так, принципы объективности, познаваемости, детерминизма, всеобщей взаимосвязи, развития настраивают исследователя на соответствующие общие позиции в научной работе. Владение категориями «причина» и «следствие» во всех оттенках их смыслов позволяет ученому с самого начала исследования отказаться от ложных ходов мысли, например, от абсолютизации случайности или принятия позиций индетерминизма на основе обсуждения вероятностных форм причинности или ее целевых форм (когда, например, в обществе происходит опережение следствием причины в случаях действий людей в соответствии с идеально выработанными целями, идеалами).

Диалектика, требуя проникновения сквозь оболочку явлений в сущности предметов, может предостеречь исследователя от эмпиризма -поверхностной фиксации, катологизации явлений, от описательства и созерцательности. К сожалению, и сегодня это требование диалектики далеко не всегда учитывается, наука часто остается излишне поверхностной, избегающей исследования сущностей (особенно это касается гуманитарных наук).

Это проявляется, например, в современной биологии. Академик И. Т. Фролов отмечал в одной из своих работ (Фролов И. Т. Философия и биология. Мировоззренческие и методологические проблемы современной науки о жизни / И. Т. Фролов. - М., 1997), что современная позитивистская философия не признает диалектического принципа несводимости высших форм движения к низшим, рекомендует биологам ограничиваться в исследованиях живого лишь физико-химическими методами. Но в результате, отмечает И. Т. Фролов, из таких исследований ускользает сама специфика жизни, живое превращается в разновидность физико-химических процессов. И тогда сразу делаются идеалистические выводы об односторонне духовной сущности жизни и ее происхождении из потусторонних сфер.

 

Важным принципом диалектики является принцип системности, требующий признания в системе особых сверхэлементных свойств, которые возникают не в результате развития «онтологии» - собственных, изначальных свойств элементов системы, а только в самой этой системе как особом субъекте - носителе новых свойств. Сознательно руководствуясь этим требованием диалектики, советский психолог и педагог 20-30 гг. прошлого века Л. С. Выготский теоретически полностью преодолел педологию как психологически-педагогическую доктрину. Высшие психические функции человека (речь, самосознание, логическая память и др.) возникают, согласно Выготскому, не в результате развития биологически заданных, «врожденных» «способностей», «предрасположенностей», «талантов», как это трактует педология, а только в системе общества. Возникая как потребности этой системы они - от целого к частям - делегируются отдельным людям в процессе направленного воспитания.

Подобную ошибку совершал академик и нобелевский лауреат И. П. Павлов в своих рассуждениях о том, что научная деятельность человека является результатом развития поискового рефлекса животных, рефлекса «что такое». Опроверг академика педагог А. И. Мещеряков, который пытался развить познавательные способности у слепоглухонемых детей по этой павловской схеме. Однако, писал он, сколько мы ни старались получить эффект, применяя эту схему, у нас ничего не получалось. По-видимому, этого механизма просто нет. И тогда А. И. Мещеряков взял на вооружение схему Л. С. Выготского - и эффект не замедлил сказаться (см.: Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети / А. И. Мещеряков. - М., 1974).

Тем не менее методология Л. С. Выготского и сегодня далеко еще не освоена. Педологические принципы в педагогике сегодня возрождены и являются едва ли не главной педагогической доктриной в нашей стране. Работают кабинеты по работе с «одаренными детьми», учителя не столько воспитывают детей, сколько развивают их «врожденные» задатки и таланты. И массе людей это представляется научным, эффективным и даже вполне нравственным и гуманным.

На своем материале опровергал позитивизм (позитивистский эмпиризм) И. П. Павлова академик-физиолог П. К. Анохин. И. П. Павлов, при всем огромном его вкладе в науку, оставался в русле позитивистской, несистемной методологии, согласно которой наука о психике должна строиться по тем же принципам, что и физика, химия; целостность живого организма, по И. П. Павлову, возникает как результат отражения мира животным; отражение осуществляется посредством рефлексов, сущность которых исключительно приспособительна; задача организма, следовательно, - уравновешивание со средой, приспособление к ней. П. К. Анохин выдвинул иные, диалектически противоположные принципы понимания живого. Живое имеет специфическую сущность и закономерности, и изучаться оно должно особыми, не сводимыми к физике и химии методами; биологическое целое (организм, вид) организуется целью животного или вида, и этой целью является не приспособление к среде, а преодоление добиологических природных закономерностей, утверждение своих, «сверхприродных» процессов; сущность живого - сопротивление природе, стремящейся его разрушить, а не приспособление к ней; все это утверждает активность отражения и поведения, всей жизнедеятельности живого, а не пассивное отражение и приспособление.

Нет нужды перечислять все примеры значимости диалектической методологии для обеспечения исследованиям высокого научного уровня. Следует только добавить, что несмотря на, казалось бы, убедительные успехи подобных примеров использования диалектики в реальных научных исследованиях, до сих пор ведутся несомненно эмпиристские исследования и даже критикуется сама необходимость применения диалектики в научных исследованиях. По-видимому, не скоро еще диалектика станет всеобщим языком науки. Но то, что она должна им стать и станет, - несомненно.

Для общественно-практической деятельности. Диалектика атрибутивна (изначально присуща) человеческому мышлению. Человечество не состоялось бы как таковое, если бы оно отражало природу только как неподвижную, непротиворечивую и неизменную. Иное дело степень развитости этой «субъективной диалектики».

Первоначально диалектика была вплетена в мифологическое образное мышление. Уточка добывает горстку земли со дна мирового океана, и из нее строятся огромные материки. Малое здесь равно большому, из малого вырастает большое. В рамках мифологии формируются категории «дао», «инь» и «ян», пишется древнекитайская «Книга перемен» и т. д.

С ходом истории развивалось производство, усложнялись социально-политические отношения, жизнь требовала преимущественного развития однозначного, непротиворечивого, рассудочного мышления. Это мышление опосредствовало развитие цивилизации. На протяжении нескольких тысячелетий (с перерывами и зигзагами в этом движении) человечеству было достаточно этого мышления для решения задач развития техники, организации социальной и политической жизни, даже для развития познания, наук, искусств. На основе этого мышления вспыхнул феномен античной цивилизации.

В эпоху средневековья европейское общество утратило достижения формальнологического рассудочного мышления и практически вернулось к преобладанию в мышлении первобытной мистики в виде христианской религии. В результате оно цивилизационно очевидно деградировало. Возрождение и Реформация вернули человечеству рассудочный интеллект - и в результате мы видим новый невиданный взлет технических средств жизни в Новое и Новейшее время. Без массового освоения людьми однозначной и непротиворечивой формальной логики и без вытеснения ею средневековой мистики не появился бы современный капитализм. Эта логика - его интеллектуальный, духовный фундамент или, по крайней мере, абсолютно необходимые для строительства его здания строительные леса.

Но чуткие умы (души) всегда чувствовали, что прогресс на основе формальной логики относителен, неполон, недолговечен. И Античность (Платон, Аристотель), и Новое время (Спиноза, Гегель) обращали внимание на сложность, подвижность, противоречивость, внутреннюю жизненность мира и строили логику отражения этой его внутренней динамичности. Однозначная логика, в конечном счете, консервативна. Подлинного прогресса она дать не может, потому что ей нечем его видеть и нечем вооружить людей на содействие природе в ее саморазвитии. Только диалектика обнаруживает прогресс и дает людям механизмы его осуществления. Эту логику как самое эффективное оружие борьбы против тысячелетнего средневекового застоя дала человечеству молодая революционная буржуазия умами (и судьбами) своей интеллигенции - от Оккама и Роджера Бэкона до Спинозы, Дидро и Гегеля.

Ирония истории, однако, состояла в том, что буржуазные интеллигенты опоздали. Триумф шествия новой логики (философия Гегеля) пришелся на эпоху, когда буржуазия уже фактически победила феодализм, и перед ней встали задачи консервации своей власти и своей цивилизации. Диалектика стала не только не нужной, но и враждебной. Философия Гегеля стала изгоняться из научной и культурной жизни. Диалектику вытеснили в музей истории философии, знаменем и знамением новой культуры стал позитивизм в лице представителей новой волны интеллигенции (Конт, Гуссерль, Витгенштейн, Поппер, Деррида, Делез и масса других). Сама идея прогресса вытеснена из культуры. Провозглашаются и господствуют лозунги конца истории, постистории, постобщества, постчеловека.

Вывод простой: пока человечество в подавляющей своей массе не освоит диалектику, пока законы, принципы и правила этой логики не станут для всех столь же простыми и понятными, какими сегодня являются схемы и нормы механицизма и формальной логики, пока диалектическую логику не станут преподавать детям в первом классе и детсаду - до тех пор будет господствовать нынешняя организация общества, и в нем будет царить иллюзия счастья жить в «постистории» и «постцивилизации».

Однако жизнь остановить невозможно. Перед нами еще века и тысячелетия нашей жизни и прогресса. Жизнь, история не только не исчерпали механизмов своего бытия, но они вообще только еще начинаются. Мы все еще не стали «homo sapiens» - разумными, диалектически мыслящими сущеествами. Рассудочными, мыслящими формальнологически - да, но не диалектически-разумно. У нас все еще впереди, и диалектика (объективная и субъективная) - проводник и посредник в этом самодвижении истории.