Чем примечательна философия Просвещения?
Философией Просвещения называют философское движение, которому принадлежит ведущее положение в идейной жизни Европы и США в XVIII — сер. XIX в. «Веком Просвещения» называется XVIII в. во Франции, давший большинство знаменитых философов-просветителей: Ш. Монтескье. Вольтера, Ж - Ж. Руссо, М. Ж. А. Кондорсе, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. А. 1ельвеция, Ж. О. Ламетри и др. С конца XVII в. начинается Просвещение в Англии, его философы—Дж. Локк, Э. К. Шефтсбери. отчасти — Д. Юм. В Германии просветительские идеи развивают Г. В. Лейбниц, X. Вольф, Г. Э. Лессинг, И. Г Гердер, И. В. Гёте; в определенном смысле его продолжателями выступают философы, которых не принято относить к просветителям,— Кант и более поздние представители немецкого классического идеализма. В Северной Америке просветители — Б. Франклин, Т. Пейн. В России наиболее известные мыслители Просвещения — П. С. Новиков и А. Н Радищев.
К основным чертам философии Просвещения можно отнести: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводит - ся прогресс, который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума. Философы обнаруживают, что важнейшее воздействие на состояние общества оказывает духовный климат, общественное мнение (Вольтер, Гольбах), и даже утверждают: «Мнения правят миром». Просветители считают, что главными препятствиями на пути прогресса являются невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления, и прежде всего церковь. Уничтожить власть церкви над обществом, «раздавить гадину» страстно призывает Вольтер. Перестроить общественные отношения в соответствии с требованиями разума — одна из задач Просвещения, что определяет его социальность, радикализм и антиклерикализм. Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и, особенно, популяризация, распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид представляется носителем прогресса, носителем духа развивающегося сообщества, в пределе — всего человечества. Опора на собственный просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант называет Просвещение эпохой совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассуд ком — «Бареге аиае» («Дерзай быть мудрым»)
Философы считают распространение света разума своим главным делом, что отражается на языке и стиле философии.
Философы пишут художественно-философские произведения, создают словари и энциклопедии. Французская энциклопедия «наук, искусств и ремесел», издающаяся в 1751—1780 гг. под руководством Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера. включает в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций. Просвещение демократично, обращено к народу, к рядовому человеку. Разум воспринимается не только в виде теоретически изощренного ума, но и как обыденный здравый смысл. Возрастает ценность простых, естественных чувств. Недаром в литературе Просвещения наряду с рассудочным классицизмом, осуществляющим установки XVII в., появляется сентиментализм (Руссо).
В ценностном строе философского мировоззрения эпохи происходит существенный сдвиг. Появляется тенденция к тому, чтобы Прогресс стал альтернативой Богу как ценностному Абсолюту. Правда, большинство философов-просветителей признает (обычно с позиций деизма) Бога в качестве Абсолютного начала и высшего источника прогресса (Локк, Шефтсбери, Вольтер, Лейбниц, Радищев и др.). Но во 2-й пол. XVIII в. растет число философов, отказывающихся от идеи Боги. Для них ценность развивающегося человечества самодостаточна и предельно высока. При таком изменении в образе Абсолютного начала высшие ценности (добро, истина, красота) теряют вневременный священный бытийный статус. Они превращаются в идеалы будущего, «регулятивные идеи» (Кант), постепенно осуществляемые на бесконечном историческом пути совершенствования человечества. Философия Просвещения утверждает историзм и исторический оптимизм, основанный на убеждении в том, что разум — благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, ко всеобщему счастью. Будущее рисуется единообразным для всего человечества, поскольку принципы разума считаются абсолютными, едиными для Rcex. Идея развития начинает применяться к объяснению природы, формируется эволюционизм. Ослабление влияния релит иозных идей, новые достижения естествознания и ряд других факторов способствуют тому, что существенно укрепляются позиции материализма, ориентированного на достижения естествознания Ведущие философы французского Просвещения — Дидро, Гольбах, Гельвеций. Ламет-ри — материалисты. Открытое Ньююном явление всемирного тяготения воспринимается ими как свидетельство богатства свойств материи, принципиальной возможности свести идеальное к материальному.
Постепенно вызревает понимание человека как культурно-исторического существа. Fro природа, представленная в индивиде потенциально, разворачивается в истории, в череде поколений. Фиксируется двойственность индивида, соединение в нем противоречащих друг другу целей единичного и всеобщего. Индивид руководствуется, с одной стороны, интересами ограниченного «эмпирическою* существа, стремящегося получить максимум благ для себя, с другой стороны, интересами исторического прогресса, направленными на далекие идеалы общего блага. Надежды на разрешение этого противоречия возлагаются па разум и связанную с ним нравственность. Гельвеций, например, выдвигает концепцию разумного эгоизма, утверждая, что разумно понятый частный интерес соответствует целям общего блага. Такой взгляд на человека способствует распространению либерализма, базирующегося на идее о том, что свободный разумный индивид, преследуя свои цели, способствует общему прогрессу. Идеал человека — просветитель, и прежде всего просвегитель-философ. Высок статус просвещенного монарха. Существует и демократический идеал простого, но просвещенного человека, развивающего с помощью разума свои природные, телесно-духовные силы. Это свободная, деятельная, общественно активная, культурно совершенствующаяся личность.