Будучи неотъемлемым компонентом философского знания, онтология претерпевала немалые изменения в процессе исторической эволюции философии. Эти и гменения носили как качественный, так и количественный характер Качественная эволюция онтологии бы та связана с ее содержательным наполнением, т. е. с самим характером выдвигаемых онтомогических проблем, и это влекло за собой перемены и в применяемом понятийном инструментарии, и в трактовке самих понятий и категорий, используемых для осмысления поднятых онтологических вопросов. Количественная же сторона ее эволюции выражалась в колебаниях удельного веса онтологической проблематики в общей массе философской проблематики эпохи. Менялся способ постановки, формулировка отологических вопросов, сами они были подвержены лсзактуализации и реак-туализации.

В истории философии онтологическая проблематика и чистом виде ранее всего вычленяется в Элсйской школе, впервые в истории философии поставившей вопрос о небытии, о движении и сформулировавшей идею тождества бытия и мышления Удельный вес этой проблематики остается весьма высоким на протяжении всей Античности и Средневековья, хотя и сильно меняется в качественном отношении Эти различия были связаны прежде всего с теоцентризмом средневековой философии, ее сосредоточенностью на вопросе о бытии Бога и его отношений с миром и человеком. Высокий удельный вес онтоло! ической проблематики продолжал сохраняться (за вычетом разве что философии раннего Возрождения) вплоть до эпохи Нового вре мени включительно, как сохраняли актуатыюсть центральные онтологические вопросы, выдвинутые в средневековой философии, но одновременно произошла ее существенная содержательная модификация, что было вызвано мировоззренческой переориентацией, в ходе которой теоценгризм был заменен при-родоцентризмом, механицизмом и рационализмом.

В кон. XVIII и особенно в XIX в происходит «разонтоло-гизация» философии в связи со стремлением многих философов и целых философских школ (позитивизм, прагматизм, неокантианство и др.) преодолеть «старую метафи гику» и создать новую философию, ориентированную ни науку и построенную по ее модели. В количественном отношении онтологическая проблематика заметно уменьшается, суживается вплоть до видимого ее исчезновения. Однако она продолжает присутствовать даже в тех философских учениях, которые демонстративно провозгласили отказ от нее,— неявно Речь идет о своеобразной субъективно-идеалистической онтологии.

В философии XX в. происходит (при сохранении «антиметафизических» тенденций) реабилитация онтологии (неореализм, «критическая онтология», диалектический материализм, философия Хайдеггера), что сопровождалось значительной качественной трансформацией рассматриваемой онтологической проблематики. Характерная особенность онтологии XX в. это ее разнообразие. Здесь мы встречаемся и с обретшими вторую жизнь теонентристскими (неотомизм), реатистическими (диалектический материализм, неореализм) онтологическими доктринами, к с неявной субъективно-идеалистической онтоло! ней (неопозитивизм), и с новыми онтологическими построениями, которые были предложены феноменологией и экзистенциализмом.