Словосочетание «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и по-русски переводится как учение о бытии.

Ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философз Рудольфа Гоклениуса, одном из первых философских словарей, где он применялся для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, который нужно было отделить от другого гносеологического аспекта ее. Смысл терминов «метафизика» и «онтология», таким образом, весьма близок, и вплоть до сер XIX в. их нередко употребляли как синонимы. Во 2-й пол. XIX в. возобладало узкокритическое понимание метафизики, и постепенно этот термин выходит из употребления. Онтотология же утверждается в своем основном значении — обозначения раздела философского знания, посвященного вопросам бытия.

Этот раздел, или область философии, однако, возник гораздо раньше, чем утвердился и даже возник сам термин, его называющий. Онтологическая проблематика в чистом виде впервые вычленяется в философии элеатов (рубеж VI—V вв. до н. э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля.

Последний, разграничивая предмет философии и предмет специальных наук, указывал, что «все такие науки имеют дело с тем или другим специальные бытием, ... а не сущим просто и как таким...»'. Особенноесть философии (Аристотель ее называл в силу этого «первой философией») в том, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такого, и в чем его суть, и какие у него свойства, поскольку оно — сушее» Аристотель, таким образом, ставит перед фи юсофией задачи прежде всего онтологического свойства

Итак, онтология — это учение о бытии, о сушем. Эта раздел (область) философии, рассматривающий бытие, существование вообще — отвлекаясь ся свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей.

Основные вопросы онтологии

Философия ставит вопросы:

  • Что такое бытие?
  • Что значит — существовать?
  • Что такое небытие и что значит — не существовать?
  • Как можно существовать?
  • Все ли сущее существует одинаково?
  • Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло?
  • Возможно ли вечное существование?
  • Всегда ли сущее существовало одинаково, или оно подвержено изменению?
  • Если оно подвержено изменению, то каков его характер и чем оно вызвано?

Список этих вопросов очень велик, он не может быть даже конечным, ибо каждый из вопросов влечет за собой другие, те — следующие, и т. д. Надо также иметь в виду, что вопросы онтолоши лот-чески и содержательно взаимосвязаны, поэтому каждый философ вынужден развертывать свою собственную систему вопро сов-ответов. Так возникли онтологические построения Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля.

Вопросы онтологии (вышеприведенные и другие) выглядят абсурдными с точки зрения так называемого здравого смысла. Постановка таких вопросов несвойственна обыденному созна нию, которое склонно рассматривать лишь индивидуальное бытие человека и оценивать при этом лишь степень удовлетворенности-неудовлетворенности этим бытием. «Жить — хорошо!» — так, светясь радостью, оценил свое бытие Трус, герой знаменитой кинокомедии —«А хорошо жить еще лучше!» — тут же уточнил эту нехитрую «формулу бытия» другой ее герой — Балбес. Формулируя онтолст ические вопросы и размышляя над ними, человек выходит за пределы обыденного созна ний, поднимается над ним. Ему требуются иные мыслительные, средства, которыми обыденное сознание не располагает,

Понятия онтологии

Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления — категории. Это предельно широкие понятия, многие из которых раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Таковы, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой и др. Трактовка, содержательное наполнение, да и сам выбор категорий всегда оригинальны у разных мыслителей. Поэтому философия дает нам такое разнообразие онтологических схем.