Онтология является одним из важнейших разделов философии наряду с гносеологией, этикой, социальной философией и др., образуя вместе с ними системное целое философского учения.

Онтология и гносеология

Особенно тесной является связь онтологии с гносеологией: определенная онтология предполагает определенную, соответствующую ей гносеологию, и наоборот. Ведь любой вопрос о сущем, о его родах и видах, о его свойствах сразу же порождает вопрос: откуда нам это известно, как мы можем это знать?

С другой стороны, любые познавательные рассуждения — рассуждения о том, что мы познаем и как мы познаем, будут явно или неявно конструировать объект познания и тем самым выстраивать определенную онтологию. Между теоретическими построениями онтологическими и гносеологическими существует неразрывная связь, как, например, между правым и левым.

Связь онтологии и этики

Онтология также образует фундамент для этики, ибо философское обоснование нравственности (жизнеучения) невозможно вне связи с вопросом о сущем. Ведь любое этическое учение должно на чем-то основываться, без этого оно не сможет быть убедительным для людей.

Основанием этического учения может быть, например, традиция или авторитет. Этические учения мировых религий держатся на Божественном авторитете, ибо он считается их источником. Философские этические доктрины опираются на учения об «устройстве» самою бытия, они вытекают из определенного порядка сущего.

Другие разделы философии, а так же разрыв связи в некоторые периоды

Подобная связь и взаимозависимость частей (разделов) философии не во всех философских учениях проступает одинаково явно и очевидно.

Впервые со всей очевидностью она проявилась у Платона, в метафизике которого различие между миром идей и миром вещей подразумеваю гносеологический критерий (умопостигаемость идей и постижимость чувствами вещей), а мир идей — бестелесных образцов вещей имел также и значение нравственного совершенства и нравственного образца.

Идеи были благими и прекрасными во всех трех смыслах этого слова: прекрасные как совершенно «сделанные», как нравственно совершенные и как совершенные эстетически. Вышеупомянутая связь онтологии, ггносеологии и этики также отчетливо прослеживается в философии стоиков, эпикурейцев, неоплате ников и в других античных школах. Не исчезает она и в средневековой философии.

Явной и очевидной остается эта связь и в рационалистической философии Нового времени. В своем крайнем выражении рационализм превращался - в панлогизм (тождество бытия и мышления), с точки зрения которого порядок и связь идей таковы же, каков порядок и связь вешей.

Однако в философии XIX в. связи онтологии, гносеологии и этики, напротив, становятся все менее очевидными в связи с набирающей силу тенденцией дезонтологизацик философии и увеличении в ней места, занимаемого гносеологией и методологией.

Сыграла свою роль здесь и углубляющаяся дифференциация философского знания, в силу которой философы отказывались от построения целостных систем и сосредоточивались на отдельных вопросах, отдельных областях философии. А в субъективно-идеалистических философских учениях, которые приобрели немалую популярность в поел, трети XIX в., онтологические построения и вовсе отсутствуют, однако содержатся в них неявно, имплицитно.

Иногда встречаются случаи и несоответствия между онтологией и этикой. Например, в некоторых материя тистических учениях онтология, построенная на принципах крайнего натурализма, и сенсуалистическая гносеология эклектически сочетались с идеалистической этикой.

Социальная онтология

Особенно стоит остановиться на связи онтологии и социальной философии. Эти два раздела философского знания имеют одну общую область, которую можно было бы назвать социальной онтологией. Ее можно равно отнести как к социальной философии, так и к онтологии.

Социальная онтология должна дать ответ на свой главный вопрос — что есть бытие общества, или как существуют социальные явления? Есть ли они особый род бытия, или же они материальны, или идеальны?