Какова структура философского знания?
Философское знание интегративно по своей сути, поскольку философия исследует Универсум, т. е. то, что в каждой веши универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)».
В философском знании слиты две парадигмы — научная (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики все полученных результатов) и ценностная — постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззрения, которые не могут быть опровергнуты или подтверждены чисто логическими аргументами. Не обладая точностью математических истин или чувственной подтверждаемости истин физических, философия тем не менее в своем поиске целостности мира имеет определенную логику исследования.
Как правило, философское исследование начинается с онтологии (учения о бытии, его формах, способах и уровнях) и антропологии (учения о человеке), развивается через гносеологию (учение о познании) и далее через социальную философию в широком смысле слова. Так, если вы хотите понять, что есть мир и каково ваше место в нем, то вы попытаетесь первым делом ответить на вопрос: «Откуда появилось все то, что существует»? Это онтологический вопрос. В зависимости от ответа на этот и другие вопросы, связанные с предельными основаниями бытия, вы будете строить саму теорию. Если вы хотите обосновать принципы поведения или практическую философию, то должны определить общие принципы устройства социума, которые, в свою очередь, опираются на предельные основания бытия, задаваясь при этом вопросом о том, а откуда мы вообще можем что-либо знать.
Таким образом, структура философского знания включает в себя в качестве своих важнейших разделов онтологию, гносеологию и социальную философию.
Онтология
К онтологическим вопросам относятся вопросы о соотношении бытия и небытия, объективно-предметного и субъективного бытия, вопрос об уровнях бытия - существующее в возможности и существующее в действительности. Если конкретизировать эти вопросы, то это такие вопросы, как: Обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существе неизменным, или он постоянно развивается? Развивается произвольно или по определенным законам?
В этом разделе рассматривается пространство, время, движение, системность как важнейшие формы бытия.
Гносеология
Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия достоверности и истинности знания Главная гносеологическая категория — это истина, а главная проблема гносеологии — можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопросы: Что является источником наших знаний о мире и каким методом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими познавательными способностями обладает человек? и т. д.
Социальная философия
Социальная философия — это раздел философского знания, изучающий наиболее общие законы и ценности общественного бытия и социального познания. Основные проблемы этого раздела — природа общества, его специфика, стадии и движущие силы человеческой истории, общество как целостная сис тема, общественные идеалы и перспективы человеческого общества, специфика познания общества и его истории.
Основными компонентами социальной философии в широком смысле слова являются философия истории, общая социология, этика, эстетика, аксиология, философская антропология.