Несмотря на чрезвычайное разнообразие концепций в области онтологии, там можно различить несколько основных позиций — теоретических платформ, к которым тяготеют мыслители в трактовке ими онтологических проблем. Более всего эти позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей и бытии людей.

Мы рассмотрим четыре такие позиции: реализм, субъективный идеализм, феноменологию и экзистенциализм.

Реализм.

Можно сказать, что это наиболее древняя, широкая и распространенная онтологическая позиция. Ее можно было бы назвать и самой популярной, так как она в своем простейшем воплощении — наивном реализме — соответствует здравому смыслу. Любой нормальный человек в своем повседневном поведении исходит из убеждения, что веши таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем, скорее наоборот. Точка зрения наивного реализма в философии присуща разве что упрощенному материализму.

Онтологический реализм не сводится к признанию независимости вещей от нашего знания о них, ею следует определить шире: как признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (такую реальность принято называть объективной). Эта формула, однако, варьируется в весьма широком диапазоне и открывает возможность для существенно различных и даже противоположных решений у ее приверженцев. Своего рода «полюсами» реализма являются объективный идеализм и материализм.

Объективный идеализм

Объективный идеализм считает объективно реальным и идеи, и веши, и духовное, и телесное. Однако духовное более действительно, чем телесные веши, это высший рол, бытия. Веши и события в материальном мире зависят от идей как от своих конечных причин, последние также придают первым качественную определенность. Бытие духовного вечно, телесного — временно.

Точка зрения материализма в данном вопросе диаметрально противоположна. Материалам упрошенный единственной реальностью считает материю (в разных формах ее существования). Самостоятельное, независимое от тела существование душевных явлений (души) он отрицает.

Высшая разновидность материализма — материализм диалектический предложил более сложное онтологическое учение, которое признавало два вида реальности: объективную материальную реальность и субъективную духовную реальность. Последняя является вторичным родом бытия, так как возникает лишь на определенном этапе эволюции бытия материального и существует как его отражение. Кроме того, диалектический материализм еще выделил в качестве особой реальности общественное бытие, которое определяет общественное сознание.

Наряду с объективно-идеалистической и материалистической существует еще целый ряд иных разновидностей реалистической онтологии разного оттенка, например неореализм, получивший распространение в нач. XX в.

Субъективный идеализм.

В онтологическом отношении субъективный идеализм является антиподом реализма как в материалистическом, так и в объективно-идеалистическом варианте. Онтологическое кредо этого направления очень кратко сформулировал его основоположник Дж. Беркли (XVIII в.): «Существовать — значит быть в восприятии».

Таким образом, субъективный идеализм будто бы признает единственным родом бытия субъективную реальность, и тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действительным. На практике такая позиция, именуемая солипсизмом, в философии не разрабатывалась ввиду ее теоретической бесперспективности. Обычно субъективный идеализм выступает в более «мягких» формах. Отвергая онтологию как спекулятивное рассуждение о бытии, независимом от субъекта, представители данного направления предпочитают ограничивать реальность рамками опыта.

Опыт оказатся для них такой реальностью, которая открывала возможность различных интерпретаций и построения своеобразной субъективно-эмпириет-ской онтологии. Например, в махизме и эмпириокритицизме опыт трактуется как изначально нейтральный — не физический и не психический, но при определенных условиях могущий рассматриваться и как первый, и как второй.

Таким образом, своеобразие субъективно-идеалистической онтологии заключается в том, что она неявна и строится посредством гносеологии и психологии.

Феноменология.

Это направление возникает в нач XX в. Оно явилось реакцией на крайности субъективного идеализма и имража m тенденцию к реабилитации онтологии котора обозначилась на рубеже XIX—XX вв. Основоположник феноменологии Э Гуссерль провозгласил лозунг: «К самим вещам!». Однако он не означал возврата к реализму, т. е. к признанию вещей вне сознания.

Вещи для феноменолога — это часть содержания самого сознания, на которую направлены аю ы самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Но данная часть сознания отлична и от самого психическою акта восприятия, мышления, она не субъективна, а объективна (и потому феноменология — не субъективный идеализм). Идеальное, всеобщее содержание сознания («эйдетическое», по Гуссерлю) представляет собой особый род объективного бытия — бытия феноменов, сущностей. Они бестелесны и существуют трансперсонально.

Экзистенциализм.

Особенность этой позиции в онтологии состоит в том, что она во главу угла ставит вопрос о бытии человека. Представители экзистенциализма видят принципиальную разницу между бытием человека и бытием вещей, неодушевленных предметов. Человек — это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие — бытие в возможности. Такое особое бытие получило наименование «экзистенция», в то время как бытие вещей, объектов именуется «просто присутствием».