Как видят историю Н. Бердяев и Вл. Соловьев?
История рассматривается Н. Бердяевым и Вл. Соловьевым в рамках русской историософской мысли, т. е. с точки зрения смыслов истории, религиозных и метафизических в первую очередь. В этом плане историософские взгляды этих двух русских мыслителей радикально противоположны «позитивистским иллюзиям» выявления всеобщего алгоритма истории для разных народов и культур.
Бердяев воспринимай историю как чистое творчество, свободное волеизъявление ума. Важное значение для Бердяева имеет критика прогресса; цель этой критики заключается не только в том, чтобы показать его противоречия, но обосновать «точку зрения судьбы» на смысл российской истории. Учение о прогрессе, по Бердяеву, безнравственно, поскольку для массы человеческих поколений оно сознательно готовит только гибель, а также, апеллируя к «грядушим поколениям», лишает нынеш - [ нее поколение перспектив свободы и любви. Таким образом «планирование» истории, свойственное позитивной социологии, признается необъективным; его истинная альтернатива — это экзистенция, признание эсхатологизма истории «зло» истории находится в «объективации», материально утилитарной телесности бытия. Ценности, предлагаемые историософией Бердяева, не лишены противоречий. Так, отрицая прогрессистскую матрицу развития истории (роста совершенства, стадиальности), Бердяев тем не менее сформулировал хрисшанско-эсхатологическую перспективу истории — «Новый Град Божий», идеал метафизического совершенства, в котором состоится космическая Г, гармония, абсолютное добро, социальная справедливость и сотрудничество на универсальной основе любви людей к Богу.
Существенное место в историософии Н. А Бердяева занимает проблема русского социализма. Считая, что с самого возникновения социализм претендовал на роль новой религии. Берд те» разграничил дна типа социализма. Первый — нейтральный - подчиняет духовное экономическому; второй — религиозный принудительный, нетворческий. В нем человек— только среденво для счастья фядущего человечества Первый тин лучше потому что расчищает почву для будущего, не определяя, каким будет это будущее, и, следовательно, сохраняя ценность исторической свободы человека к самостоятельному выбору.
Вл. Соловьев, в отличие от Бердяева, не принимает противопоставления личности и общества, критикуя как «гипнотиков шщивидуализма», так и «гипнотиков коллективизма». Вместе с тем как Н. А Бердяев, так и Вл. Соловьев (вслед за славянофилами) подтверждают диагноз, вынесенный цивилизации Запада: разъедающий душу человека техницизм, «атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве», атомизм в истории («голые схемы» и бездушные законы, античный атомизм Демокрита). Соловьев различает три основные исторические формы организации общества, родовую, национально-государственную и «всемирное общение жизни». Последняя форма является идеалом жи ши будущей, сутью которой выступает преобразование природного человечества в духовное, или в Богочеловечество. Восхождение к Богу согласовано и с космогоническими процессами. Хотя богочеловеческая цель развития и не была заложена в природе реального мира, но должна быть достигнута, иначе развитие космоса теряет смысл. Богочеловеческий смысл истории возникает только с христианством и реатизуется как возможность исполнить человеком божественный замысел. Семья, Отечество, Церковь — суть исторические образы божественного замысла абсолютного Добра, манифестирующие нравственный порядок.
История, согласно Соловьеву, есть богочеловеческий процесс, возможный по той причине, что Добро способно воплотиться в земных условиях в виде объединения человека с Богом. Залогом реальности такого исторического этапа служит первый Богочеловек (Христос). Идея восхождения к Богу носит название «творческой эволюции» и решается в рамках религиозного эволюционизма. Возрастание сложности бытия ведет к новому типу духовно-телесной организации; ее высший идеал возможен только в обществе «свободной теократии», предпосылкой которого служит социально-религиозная реформа общества. В этом фиксированном пункте исторического процесса Вл Соловьев полностью расходится с Н А. Бердяевым, считавшим свободу основным содержанием истории. Идеальный проект мироустройства, к которому лолжно двигаться человечество, согласно Соловьеву, зиждется на духовном авторитете вселенского первосвященника, светской власти национального государя и свободном служении пророка — инициатора свободного прогресса. Нравственный хри стианский ориентир, заключающийся в ясном осознании добра и зла,— источник исторического спасения. «Спасающийся спасется» — максима философа, высказанная им в «Трех разговорах». Несомненно эсхатологическое видение истории ведет Соловьева к осознанию знаков последних времен. Пан. монголизм — один из них. Но самый главный — это приход Антихриста, персонификации мирового зла, обладающего сверхъестественной способностью имитировать «личину добра». Суммируя историософские взгляды Н. А. Бердяева и Вл. Соловьева, необходимо отметить «открытость» их моделей истории дтя будущего: исто рия, ждущая Человека, и история, ждущая Богочеловека, имеет религиозный смысл и не прерывается.