Происхождение нравственности, как и культуры идеального вообще, исследовано мало. Различаются три основных подхода к пониманию истоков человеческой духовности и соответсвенно основных исторических форм и видов морали.

1. Подход, который можно назвать «абсолютистским»: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные и т. п. качества людей есть проявления некоего абсолютного начала — природы (например, в конфуцианстве), божественной личности (например, в христианской этике) или даже априорных структур души человека (Кант).

2. «Биологический» подход: так называемая «духовность» есть развитие форм жизнедеятельности, присущих высшим животным. Подобные взгляды особенно характерны для позитивистски ориентированных мыслителей. П. А. Кропоткин, в частности, полагает, что мораль вырастает из «альтруистического» поведения животных, форм их взаимопомощи, биологически закрепленных, так как они способствуют сохранению вида.

3. Социологический подход: в ходе возникновения социума устанавливаются новые, надбиологические, опосредуемые сознанием способы регуляции отношений между его членами, в том числе и нравщвенные. Такой позиции придерживаются многие марксисты Ф. Энгельс считает, что формирование видов моральных норм вызывается первоначально необходимостью упорядочения родственных и трудовых отношений.

Современный отечественный философ А. А. Гусейнов выделяет в истории морали в ее связи с этикой несколько крупных этапов: тотемно племенное сознание, «мораль закона», христианская нравственность, мораль «неотчуждаемых прав личности». Переход на каждый следующий этап существенно расши - ряет круг «своих» людей, на которых распространяется действие моральных норм, устанавливающих гуманные отношения.

Опираясь на идеи А. А. Гусейнова и дополняя их, отметим в истории несколько основных форм и видов морали.

1. Родоплеменная мораль еще слита с обычаем, се действие распространяется только на «своих» — соплеменников, абстрактной нормы нет, преобладает ориентация на наглядные образцы, данные в мифах, ритуалах, обрядах, реальных поступках; ответственность преимущественно коллективная и определяется местом в системе родства. На поздней стадии родового общества возникает обычай талиона («жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб»), устанавливающий в межобщинных отношениях принцип уравнивания ущерба при осуществлении кровной мести

2. Национально-сословная мораль возникает в раннеклассовом обществе. Сфера действия нравственных отношений расширяется, «свои» теперь не только соплеменники, но и «соотечественники», входящие в определенное национальное или национаш-но-государственное образование, сплоченное, как правило, в духовном отношении единой национальной религией. Разные сословия имеют свои «кодексы чести». Появляется абстрактная норма, золотое правило, расширяется область личной ответственности. В некоторых странах возникает этика (Индия, Китай, Греция) и начинает оказывать влияние на нравственную жизнь.

3. Для морали мировых религий «свой», «ближний» это единоверец: племенные, национально-государственные и сословные различия между людьми становится второстепенными. Развивается личная ответственность, поднимаются ценности любви к ближнему, сострадания — религиоз ного гуманизма.

4. Просветительская мораль естественных прав человека устраняет и религиозные границы в нравствен - ных отношениях, для морали «свой» — человек вообще. Утверждается изначальное достоинство каждого индивида, определяемое естественным законом, тем, что люди от природы равны и свободны. Выдвигается требование политико-правового обеспечения прав человека. Раскрытие и совершенствование человеческой природы в индивиде начинает восприниматься как высшая ценность. Возрастает индивидуальная нравственная ответственность. Провозглашаются принципы самоопределения личности, ненасилия, невмешательства в частную жизнь и т. д.

5. В современных условиях (постмодерна) с развитием информационного общества появляются признаки новой морали, ко торую можно назвать плюралистически-коммуникативной. Эта мораль ориентирует на общение и сотрудничество между людьми с различными ценностными установками и моральными убеждениями на основе соблюдения универсальных принципов — справедливости и гуманности. Она культивирует добродетели толерантности (терпимости) и ненасилия.

Общая направленность исторического развития морали состоит и том. что она становится все более универсальной: расширяется сфера действия морали, все более обобщенными становятся нравственные требования, растут возможности выбора и ответственность личности.