Каковы основные компоненты, способы действия (функции) религии, поддерживающие ее факторы?
В развитом виде историческая религия включает в себя, в качестве основных компонентов, соответствующие виды сознания, деятельности, отношений, учреждений. Религиозному сознанию — мировоззрению, ядром которого является вера в священное, принадлежит определяющее положение в религии. Религиозное сознание ценностно и эмоционально насыщено, чувственно наглядно, символично, диалогично. В религиозной деятельности различаются культовая и вне культовая (теоретическая, пропагандистская, политико-организационная и т. д.) составляющие.
Важнейшее дело религиозной жизни — культ — проходящее в форме ритуала взаимодействие со священной реальностью, в котором актуализируются ее символы и события (миф). Религиозные отношения включают в себя отношения к явлениям сакрального мира, а также профанного, поскольку они соприкасаются с сакральным (например, в повседневном обращении к нормам религиозной морали)- Религиозные учреждения в своей совокупности образуют церковь (в широком смысле слова), основной организационной единицей которой является религиозная община. Типичным для церкви является строго иерархическое устройство, специализация, раз деление верующих на клир и мирян.
Основные способы действия (функции) религии, как вытекает из приведенных выше ее характеристик, следующие.
- 1. Религия дает ценностные мировоззренческие ориентиры, связывающие частное бытие с абсолютным началом и компенсирующие недостатки существования.
- 2. Она освящает определенные установления, порядки, критерии, утверждая их безусловную легитимность (законность).
- 3. Регулирует формы поведения и общения, организует социальное время и пространство, соотнося их с явлениями священной реальности.
- 4 Религия интегрирует достижения различных областей деятельности, способствует сохранению и, в определенной степени, развитию культуры. Религиозный способ утверждения жизненных устоев и культурного строительства имеет свои границы, обусловленные тем, что приверженцы тех или иных вероучений склонны придавать исключительную, сакратьную ценность именно их канонам; не отвечающие им установления обесцениваются, деле гитимизируются.
Главные факторы человеческого существования, поддерживающие религиозность, распределяются по трем большим разрядам Первое — личностно-зкзистенциальные факторы: конечность индивидуагыюй жизни, ответственность за самоопределение, за личный ценностный выбор, стремление к самоутверждению, к идеалу, одиночество, страдания от потери близких, потребность в общении и т. д. Второе - явления природного и социальною порядка: разрушительная и созидательная сила природы, ее мощь, упорядоченность и красота; отчуждение в обществе: значимость социальных норм, мнений, настроений, традиций и т л. Третье — познавательно-психологические причины, ограниченность чувственного и рационального познания; ценностный характер знании; интуиция, воображение, образность и диалогизм мышления, абстрагирование и олицетворение и т д.
Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел — этика. Мораль (нравственность) — это сущностная составная духовной жизни личности и общества. Важнейшее отличительное качество морали состоит в том, что определяющим в ней является действие обобщенных требований (норм, принципов), выработанных в культуре, исполнение которых выступает как долг (обязанность) личности перед высшим началом в себе, идеалом личного совершенства, перед «Я-должный». Такая обязанность есть нравственный долг; следование ему повышает человеческое достоинство, нарушение долга — понижает.
Мораль не образует отдельной области духовной деятельности. Нравственной оценке подлежат любые человеческие намерения, стремления, поступки и отношения. Никакая организация, никакое официальное лицо не имеет преимущественного права в вынесении моральных санкций, поскольку в морали в конечном счете каждый отвечает за себя Поэтому лучше называть мораль не одной из сфер, а одним из измерений духовной жизни, одним их необходимых путей самоосуществления, самосовершенствования, самоуправления человека, поддержания и регулирования отношений между людьми.
В этике иногда проводится различие между моралью и нравственностью. Тогда к морали чаще всею относят соответствующие общественные требования в их нормативно-идеальной форме, а к нравственности — практику исполнения долга перед собой в личной и общественной жизни. В отечественной этике сейчас преобладает взгляд на эти две стороны этического как равноценные и теснейшим образом переплетенные Поэтому слова «мораль» и «нравственность», а также их производные употребляются, в том числе и в данном тексте, в качестве взаимозаменимых.
В общественном плане мораль выступает как нормативная система наряду с правом, обычаем, религией и т: д. Специфика морали хорошо выявляется в сопоставлении ее с правом. Во-первых, нормы морали действуют, когда личность предъявляет их себе, контролирует и оценивает их исполнение Как говорят этики, в личности субъект и объект нравственной нормы совпадают. В праве предъявление норм (законов) и контроль за их исполнением осуществляются особым институтом — юридическими органами государства, а действие законов распространяется на все общество Здесь субъект и объект нормы не совпадают. Правовой авторитет зависит от официального положения человека. Моральное влияние (авторитет) человека определяется тем. насколько он сам нравственен. Как говорится у Роберта Бориса: Король лакея своею Назначит генералом, Но он не может никого Назначить честным малым.
Во-вторых, моральная норма есть обобщенно-ценностное требование, предполагающее дистанцию между должным (идеальным) и сущим Применение нормы к конкретным условиям есть дело личного творчества. Правовая норма предусматривает реальные возможности и конкретные условия ее выполнения. В-третьих, моральные санкции — преимущественно внутренние, духовные, а право опирается на меры внешнего принуждения, включая физическое. При всем различии между моралью и правом они способны дополнять и поддерживать друг друга. Наиболее значимые для обеспечения человеческого существования требования - не убий, не кради, не лги. не прелюбодействуй, не оскорбляй и др.— нормативно закрепляются, хотя и по-разному, моралью и правом.
Добро как высшая нравственная ценность есть благо, соединенное с особого рода долженствованием. Различаются добро-цель (абсолютное, безусловное добро) и добро-средство, способствующее достижению добра-цели. Безусловное добро есть высшее благо, к которому ты должен направлять себя, руководствуясь определенными требованиями к себе. Можно сказать, что добро есть обязывающее благо, требующее исполнения дол га перед собой — учреждения внутреннего закона и соблюдения его. В морали человек совершенствуется, устанавливая расхождение между сущим (реальным, наличным состоянием, непосредственными обстоятельствами) и должным (идеальным), делая свой выбор таким образом, чтобы отдалиться от недолжного и приблизить сущее к должному. Зло есть отдаление от добра, недостаток добра — выбор в пользу недолжного.
Нравственным центром личности является совесть, которую Аристотель называл «внутренним судом». Образно говоря, совесть — это «Я-должности идеальное», воздействующее на «Я-сущее, реальное». В этом воздействии объединяются волевые, интеллектуальные, эмоциональные силы человека. В процессе формирования и совершенствования совести индивид осваивает общественные нормы и идеалы, расширяет личную автономию, свободу, принимая обязательства по отношению к себе в перспективе всей своей жизни.
Развиваются добродетели — нравственно положительные качества человека: справедливость, мужество, умеренность, гуманность и т. д., идет борьба с нравственно отрицательными качествами — пороками: несправедливостью, малодушием, невоздержанностью, бесчеловечностью и т. д. Совесть актуализируется, становится активной в условиях морального конфликта, когда надо делать ценностный выбор между сушим и должным, недолжным и должным, а обстоятельства затрудняют достижение должного. Она склоняет личность к исполнению морального долга, выносит оценки намерениям и поступкам (наказывает или поощряет), соизмеряя сущее с должным.
В отношениях между людьми наиболее обшим нравственным требованием издревле считается так называемое золотое правило. Его «отрицательная» формулировка «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «положительная»: «Поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». Золотое правило обязывает практически признавать принципиальную равноценность тебя и другого, соотнесенность твоего достоинства и достоинства другого человека. Тем самым в отношениях между людьми утверждаются основания справедливости — применения адекватной ценностной меры. Кроме того, это правило устанавливает необходимость соединения сушего («не делай», «поступай») и должного («как (не) желал бы»).