Философия русской эмиграции
После победы революции в России и установления советской власти многие философы, которые не приняли ее идей, были высланы или сами покинули пределы СССР.
По этой причине в различных государствах мира возникло особое философское направление, получившее название «философия русской эмиграции» или «философия русского зарубежья».
Ее видными представителями являлись Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др. Эта философия не была идейно однородной, но ее объединяли общие черты:
а) решительное неприятие «октябрьского переворота»;
б) вера в духовное и политическое возрождение России.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) писатель, один из зачинателей русского декадентства (упадка), отмеченного настроениями безнадежности, неприятия жизни. В эмиграции Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
Мережковский утверждал, что человеческая личность в своей жизни проходит три этапа:
1) языческий;
2) приобщения к христианству;
3) полной внутренней гармонии, слияние человека с христианством.
Идеалом человека является христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями.
Идеал общества – безгосударственное объединение на религиозной основе гармонично развитых христианских личностей.
Лев Исаакович Шестов (настоящая фамилия Шварцман) (1866-1938) писатель, философ – иррационалист. Его философии присуща экзистенциальная направленность. Главной темой является человек, его жизнь, его поступки, его права.
Шестов утверждает, что:
1) человек и его жизнь уникальны;
2) жизнь человека не должна зависеть от внешних обстоятельств;
3) человек, по своей сути, свободен;
4) поэтому он имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов;
5) лидером, «героем» человек становится;
6) герой имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Таким образом, Шестов отдает предпочтение в соотношении индивид-общество - индивиду, личности, утверждая, что ее права, свободы неприкосновенны.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) философ, социолог. Лидер правых эсеров, с 1919 года профессор Петроградского университета, с 1922 года жил в США, профессор Гарвардского университета. Исследовал проблемы социальной философии (человека, общества). Им подробно разработана теория:
· социальный стратификации и
· социальной мобильности.
1. Стратификация – разделения общества на многочисленные социальные группы (по профессии, национальности, уровню дохода, влиянию, политическому весу) – страты.
2. Основными формами социальной стратификации являются:
· экономическая;
· политическая;
· профессиональная.
3. Меняя профессию, или вид деятельности, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс называется социальная мобильность.
4. Она бывает двух видов:
а) горизонтальная мобильность – человек переходит из одной социальной группы в другую, но его статус и вес в обществе не изменились;
б) вертикальная мобильность – это переход из одного социального слоя в другой, когда меняется социальная значимость, вес, возможности.
5. Исследуя проблему социального равенства, он подчеркивает необходимость и реальность равенства всех перед законом.
6. Для избежания социальных противоречий необходимо:
а) все возникающие проблемы решать на основе разумного управления;
б) предоставить каждому человеку возможности для творческого самовыражения.
7. Он утверждал, что в данный момент западноевропейская и американская культура и общество в целом находятся в кризисе. Выйти из него, возродиться возможно только на ценностях религии, веры в Бога.
8. Этому будет способствовать и сотрудничество между народами, основанное на общечеловеческих ценностях.
Таким образом, история по Сорокину, есть процесс смены ценностей.
Подводя итог, необходимо отметить.
1. Самобытность русской философии определяется:
а) отсутствием отвлеченного мышления;
б) поиском средств решения коренных проблем человеческого бытия.
2. В центре размышлений находятся проблемы индивидуальной и общественной человеческой жизни, ее смысла и назначения.
3. Русская философия – литературоцентрична, ей присущи образность, метафоричность.
4. История интерпретируется как действие народа и личности, а не результат надчеловеческих сил, абсолютного Разума, провидении и т. д.
5. Русской философии присущ специфический панморализм, спасение видится в нравственности:
а) создание нового образа жизни;
б) духовное обновление человека, общества;
в) создание особого типа отношений между людьми, законченное выражение которого в идеи «непротивления злу насилием»!
6. Русская религиозная философия главное свое назначение видит в защите и обосновании общечеловеческих норм, выраженных в христианстве. Центральное место занимает идеал всеединства, братства, теория «общего дела», стремление к единению религий, церквей.
7. Русский космизм утверждает, что:
а) человек-микрокосм, подчиняющийся общественному порядку;
б) человек должен стать организующим началом космоса;
в) его деятельность должна быть органически вписана в природные закономерности.
Страстная проповедь мира, социальной справедливости, приверженность к добру, подлинной духовности, вера в человека – это основные черты русской философии.