Личность, как объект и субъект общественной жизни
Наряду с понятием «Человек» в философии широко применяются понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
Понятие «индивид», хотя правильнее говорить индивидуум (лат. individuum – неделимое, особь) обозначает неделимую дальше частицу какого-то целого, в данном случае это «социальный атом».
Смысловое значение понятия «индивид» включает в себя три значения:
во-первых, принадлежность к человеческому роду, социальной группе;
во-вторых, отдельного представителя, социального целого («один из…»);
в-третьих, носителя качеств человека, как природно-социального существа.
Понятие «индивидуальность» характеризует качества, отличающие одного индивида от других, его особенные, уникальные свойства, т. е. уникальность и неповторимость конкретного человека во всем богатстве его качеств и свойств. Таким образом, индивидуальность – это не просто «атомарность» человека, а характеристика его единичности и своеобразия.
Каждый из нас неповторим в этом мире.
Феномен индивидуальности образуется в результате синтеза:
· природных, (биологических);
· духовных;
· социальных различий между ними.
Природные различия проявляются спецификой соматических (телесных), психических свойств, унаследованных и приобретенных в процессе онтогенеза (принадлежность к сущему).
Социальные различия обусловлены принадлежностью к конкретной социальной и профессиональной структуре:
а) местом проживания;
б) условиями жизни и другими факторами.
Индивидуальность проявляется в автономии индивида, в способности к свободной, творческой деятельности, к самостоятельному принятию собственного решения.
Человек приобретает свою индивидуальность и неповторимость в процессе развития.
Процесс индивидуализации носит динамический характер.
Он начинается с приобретения своего собственного бытия, которое впоследствии вплетается в систему социальных и духовных отношений, которые в дальнейшем образуют основу индивидуального бытия.
Смысл человеческой жизни заключается в создании условий для формирования человеческой индивидуальности, которая утверждает: «Я такова!».
Понятие «личность» (персона) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем стало обозначать самого актера и его роль. Всякая роль связана с перевоплощением, вхождением в иное «Я».
В поведении людей есть нечто заданное обществом, его нормами, запретами, традициями. Это делает человека актером на великой сцене жизни.
В дальнейшем, у римлян слово «персона» употреблялось в понимании определенной социальной функции, роли, (личность отца, царя, судьи).
Постепенно слово «персона» превратилось в термин, общее выражение, существенно изменив свой первоначальный смысл.
Современное осмысление личности также не является однозначным. Это объясняется разными теоретическими подходами к ее пониманию.
Есть несколько подходов к пониманию личности.
1. Ролевая концепция личности – (Д. Мид, Р. Линтон, Т. Парсонс и др..). Они утверждают, что личность - есть функция от множества социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе.
Границы ролевого поведения достаточно жесткие, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы. Теория ролей оптимально описывает адаптационную сторону жизни индивида, но недооценивает в ней творческое личностное начало.
2. Модель личности, постоянно обороняющейся от общественного воздействия и находящейся в конфликте с социальным окружением. Концепция возникла под влиянием З. Фрейда, рассматривавшего человека в качестве существа, имеющего фундаментальные потребности (система нужд), а общество – как систему запретов, табу.
Данная концепция позволяет выявлять устойчивые механизмы и типы поведения личности в разных социально-исторических условиях.
3. Концепция личности, как система реакций на различные стимулы. (Д. Хоманс, Б. Скинер и др.)
В соответствии с ней в обществе не может быть независимого автономного индивида, т. к. поведение каждого обуславливается и контролируется социальной средой (через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации). Любой индивид в своей деятельности исходит из своего интереса.
В связи с этим, если его творение стимулируется положительно – то он будет лоялен, доброжелателен; если не получит признания – скорее всего будет агрессивен, настроен дезорганизующе.
Но так или иначе, а в современном философском понимании личностью называется прежде всего то, что относится к социальной составляющей человека:
· она имеет права и обязанности;
· играет социальные роли;
· выполняет общественные функции.
Таким образом, понятие личности применяется для обозначения:
а) человеческого индивида, как субъекта отношений и сознательной деятельности;
б) устойчивой системы социально значимых и духовных качеств, характеризующих индивида, как члена общества.
Следовательно, понятие «личность» отражает социальную и духовную стороны человека, меру социального в нем.
Личностью человек не рождается, а становится в процессе жизнедеятельности и общения. Однако, в различных философских течениях с той или иной мерой доказательности утверждается, что каждый индивид – личность, и наоборот, что не все являются личностью. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав (имущественных, правом на защиту достоинства и т. п.), а для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо сделать из себя личность.
Индивид проходит в жизни три хронологические стадии социального созревания личности:
от 3 до 12 лет
от 12 до 18 лет
от 18 и до конца жизни.
Самоутверждение человека включает в себя два аспекта:
во-первых, индивид пытается вызвать у себя и др. определенное ценностное отношение к себе;
во-вторых, индивид стремиться сделать себя в действительности таковым, каким он считает нужным быть.
А нужно быть самостью. Самость – это некая независимость личности от внешнего мира. Это то, что есть внутреннее «Я». Неслучайно целый ряд соответствующих понятий начинается со слова «само» (самостоятельность, самоконтроль, самосознание, самовоспитание, самообразование и т. д.).
Самость – это то, что в философии называется свободной волей, и выступает как самая значимая характеристика личности, как ее сущность.
Что же характеризует человека как личность? Его характеризует:
1) мировоззрение;
2) характер;
3) сила воли;
4) нравственность, которая проверяется ежедневно и т. д.
Таким образом, личность – это мера цельности индивида, человека, его сущность. Причем «Я» само по себе не существует. «Я» существует только в отношении «ТЫ». Я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с другим.
Внутреннее «Я» есть совесть и связано с нравственностью в широком смысле слова. Нет нечего более пагубного для личностной целостности, если рвется эта основа. Справедливость этих утверждений подтверждает венский психиатр Бруно Беттельгейм, который в 1938 году был заключен в концентрационный лагерь. В 1960 году вышла в свет его книга под названием «Просвещенное сердце».
Целью гитлеровского концлагеря, свидетельствует Беттельгейм, была «ампутация личности в человеке» – формирование «идеального заключенного», который реагировал бы на команды надсмотрщика мгновенно, не рассуждая, наподобие автомата или запуганного ребенка.
Однако, оказалось, что «идеальный заключенный», оказался совершенно нежизнеспособным существом. После «ампутации личности» в нем разрушались также качества индивидуальности:
а) атрофировались способности;
б) затухала память;
в) притуплялся даже инстинкт самосохранения.