Религия и религиозные ценности
Есть несколько подходов к пониманию феномена религии.
1. Гносеологический – рассматривающий религию как одну из форм общественного сознания, опирающуюся на веру, которую нельзя подвергнуть рациональному анализу на истинность.
2. Онтологический – отношение к религии, как к системе миропонимания, в основании которого – уверенность в существование Бога или иных сверхъестественных сил, сотворивших мир, человека и управляющих ими.
3. Понимание религии, как особой формы человеческого опыта, связанного с верой в священное, сакральное. Понимание священного у разных народов – свое.
Вместе с этим, все исследователи согласны в одном – религия выполняет важнейшие функции в общественной жизни:
· мировоззренческую;
· воспитательную;
· интеграционную;
· нравственную;
· эстетическую.
Принято различать два вида религий:
1) национально-государственные (языческие);
2) мировые.
1. Основными национально-государственными религиями (по числу приверженцев) являются:
а) иудаизм;
б) индуизм;
в) конфуцианство;
г) даосизм.
Иудаизм – религия древних (и современных) евреев, возникла в середине II тысячелетия до н. э. и, почти не изменившись, дошла до наших дней. Это монотеистическая религия. Бог Яхве выступает как управитель всего мира. Основа религиозного учения сосредоточена в Библии (Ветхом Завете) - Торе.
В нем повествуется о создании Богом мира, земли, животных и человека, его грехопадении, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа и. т. д. Большое место отведено нравственным нормам поведения, которые Бог Яхве завещает еврейскому народу.
Центральная идея иудаизма – идея спасения богоизбранного народа, как результат следования божьей воле.
Индуизм возникает в Индии в I тыс. н. э., на основе модификации традиционного брахманизма в результате соперничества с буддизмом и джайнизмом. Центральная идея заключена в представлении о том, что человеческая душа вечна и переселяется (реинкарнирует) в другие живые существа, в зависимости от поступков, совершаемых человеком в этой жизни – закон кармы.
Конфуцианство – это и религия, возникшая на основе учения Конфуция который был обожествлен – в его честь император Китая совершал богослужение. Особенность конфуцианства – нет касты жрецов; религиозные обряды совершают правительственные чиновники. Для того чтобы стать государственным служащим, надо в совершенстве знать классические труды конфуцианства, сдать по ним государственный экзамен. Важнейшим культом в этом учении является культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой – сыновья почтительность (см. лекцию № 2).
Даосизм представляет собой традиционную форму религии китайцев (храмы, жрецы, книги, обряды и др.). Ее основу составляют магические действия и заклинания.
2. Мировые религии представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания; носят наднациональный характер. Сегодня в мире имеется три мировые религии:
1) буддизм;
2) ислам;
3) христианство.
Буддизм возник в V в. до н. э. в Индии. Основатель – принц Сиддхартха Гаутама, в последствии Будда (просветленный). Основой буддизма является нравственное учение, цель которого – сделать человека совершенным. Следуя учению Будды, человек вырывается из колеса сансары и погружается в нирвану (небытие).
Ислам возник в VII в., основателем является Мухаммед. Основная книга ислама – Коран, в котором содержатся изречения, поучения и требования к организации жизни. Система ценностей содержится в понимании главной силы мироздания – Аллаха, как единственного бога, пророком которого был Мухаммед. Чтобы достичь бессмертия человеку нужно строго соблюдать:
а) обряд ежедневного пятикратного моления;
б) омовения перед ним;
в) уплату налогов для бедных;
г) ежегодный пост;
д) совершить хотя бы раз в жизни паломничество в Мекку – главный центр ислама, город в Саудовской Аравии, где родился Мухаммед;
е) систему нравственных норм в течение всей жизни.
Христианство – одна из самых распространенных религий, ее исповедуют более 20% населения Земли. Основной книгой является Библия – Ветхий Завет и Новый Завет, который не признается иудеями. В Новом Завете содержится описание жизни и вероучения богочеловека Иисуса Христа, Откровения святого Иоанна Богослова с картинами Страшного суда, ожидающего каждого человека.
Христианство, во многом опираясь на учение Ветхого Завета, вышло за рамки иудейского общества и стало привлекательным для других народов, потому что:
во-первых, утверждало равенство всех верующих перед Богом;
во-вторых, богочеловек Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти человечество;
в-третьих, утверждало веру в воздаяние после смерти, пропагандировало новые нравственные ценности;
в-четвертых, формировало идею воскресения.
В 1054 году из-за политических и доктринальных расхождений христианство распалось на католичество и православие, а в XVI в. в результате мощного движения Реформации, происходит раскол католицизма, возникает протестантизм.
Основной символ веры в христианстве – это Троица: Бог един по существу, но троичен в лицах (ипостасях). Это Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой – всем трем лицам приписываются одинаковые божественные свойства: премудрость, вечность, благость, святость и др., но у них есть индивидуальные различия.
Бог-Отец – абсолютное первоначало, не рождается и не исходит ни от кого.
Бог-Сын (Логос, Слово – смысловое начало) предвечно рождается от Бога-Отца.
Бог-Дух – животворящее начало и исходит от Бога-Отца.
Утверждается мысль, что божественная мудрость превышает любые способности человеческого разума. Обязанность человека, смысл человеческой жизни – любить Иисуса Христа, через него любить Бога-Отца, через всеобщую любовь прийти к Богу и, тем самым, спасти себя. Надо свято следовать Заветам Иисуса Христа, которые он выразил в своей Нагорной проповеди, а также целом ряде притч. Эти заветы носят в основном нравственный характер и существенно усиливают нормы, существовавшие ранее:
· всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
· всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем;
· не протився злому; кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую;
· любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас;
· не творите милостыни перед людьми, чтобы они видели вас;
· прощайте людям согрешения их, тогда Бог простит вам ваши согрешения;
· не собирайте себе сокровищ на земле, а собирайте их на небе;
· во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними;
· нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано;
· не то, что входит в уста человека, а то, что выходит из уст, оскверняет человека и целый ряд других.