Видные представители: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Л. Фейербах
Иммануил Кант (1724 – 1804) – родоначальник немецкой классической философии – родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника. Рано проявившиеся способности дали возможность с блеском окончить Кенигсбергский университет, в нем же преподавать, быть профессором, а одно время – ректором. Здесь он создал все свои философские и естественнонаучные работы. Вопросы, поставленные Кантом, были столь глубоки и оригинальны, что из поисков ответов на них выросли такие различные направления современной философии как позитивизм, феноменология, экзистенциализм.
Творчество Канта обычно делят на два периода:
I - (до 70-х годов) – докритический;
II - (с начала 70-х годов) – критический.
В работах докритического периода Кант – эмпирик:
1) выдвинул гениальную гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из первоначальной туманности;
2) высказал идею о множественности миров и непрерывном процессе их возникновения и исчезновения;
3) создал теорию о замедлении вращения Земли в результате действия приливов и отливов в океане;
4) разработал систему классификации животного мира;
5) выдвинул идею естественной истории человеческих рас;
6) назвал мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким», но вместе с этим первопричиной мироздания является все-же Бог.
В критический период Кант создал главные произведения, принесшие ему мировую славу: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения»(1790). Поскольку названия этих работ начинаются со слова «критика», то период их создания – «критический».
Философская система И. Канта очень сложная. Он активно пользовался символизмом философского языка, тонко чувствовал специфику философских проблем и поэтому изложить идеи Канта в его понимании задача непосильная.
Суть учения.
1. В центре философской системы стоят проблемы теории познания и человека (каким нужно быть и что надо делать, чтобы быть человеком?).
2. Процесс познания состоит из трех ступеней:
Первая ступень – чувственное познание. Наше знание начинается с работы органов чувств, на которые воздействуют предметы внешнего мира. Создается хаос восприятий, который упорядочивается при помощи свойств человеческой познавательной способности (пространства, времени, причинности). Таким образом получается явление (предмет чувственности).
Вторая ступень – рассудочное познание. Включается в действие после чувственного. При помощи присущих ему субъективных логических категорий превращает чувственное явление в понятие.
Третья ступень – разумное познание. Высшей сферой человеческого познания является разум, который под руководством субъективных идей (души как субстанции мира, как единого целого, Бога как абсолютного единства) должен дать постижение сущности.
3. Однако, в этой стройной цепи процесса познания человек сталкивается с проблемами:
во-первых, предметы внешнего мира Кант называет «вещью в себе», т. е. они существуют объективно, но познать их сущность нам не дано, мы их воспринимаем только как явление.
Такая точка зрения в философии называется агностицизм (греч. – непознаваемое) т. е. мир в своей сути непознаваем, а человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может;
во-вторых, пространство и время ( в котором, как нам кажется, существуют «вещи в себе») есть субъективные формы созерцания, т. е. формы чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Таким образом, Кант отнимает у пространства и времени их реальность, объективность и превращает в особые свойства человеческого сознания, которые существуют до опыта (а priori), и составляют вторую часть знаний в душе субъекта;
в-третьих, знания, следовательно, состоят из двух частей:
а) чувственные, даваемые путем опыта;
б) априорные, существующие в готовом виде в душе субъекта (они не врожденные и откуда берутся Кант не объясняет).
Отсюда вторая характерная черта теории познания – априоризм;
в-четвертых, подчеркивая значимость в процессе познания чувств и рассудка Кант говорит: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».
Однако, разум, являясь высшей ступенью познания, пытаясь выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе», неминуемо приводит к противоречиям, антиномиям ( греч. antinomia – противоречие законов). Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть и доказаны и опровергнуты. Кант различает четыре антиномии:
1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времен и в пространстве;
2) все в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, все сложно и делимо; в мире существует свобода; нет в мире свободы, все необходимо;
3) существует первопричина мира, Бог; не существует первопричины, Бога нет.
Таким образом, логика и разум бессильны познать «вещи в себе». Вера в Бога – это вопрос не науки, а нравственности.
4. Поскольку теоретический (чистый) разум не может постигнуть мир «вещей в себе», то человеку остается лишь одно – уповать на практический разум», под которым Кант понимает учение о нравственности:
во-первых, нравственность есть основа человеческого существования, то, что делает человека человеком;
во-вторых, нравственность ничем не обосновывается и является единственным оправданием разумного устройства мира;
в-третьих, мир устроен разумно, так как существует нравственная очевидность;
в-четвертых, нравственной очевидностью является совесть, которая побуждает человека совершать тот или иной поступок;
в-пятых, в основе лежит категорический императив, означающий всеобщность и обязательность требований морали: «… поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»;
в - шестых, нормы должного поведения Кант сводит к двум формам:
а) ты должен поступать так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого;
б) моральный человек целью своих поступков должен делать собственное моральное совершенство и счастье другого.
И. Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. С него началась разработка диалектики как учения и как метода познания.
Самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, который должен сделать себя достойным счастья, заслужив его поведением.
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – выдающийся немецкий философ, субъективный идеалист, профессор, в последние годы жизни – ректор Берлинского университета.
Вначале Фихте был учеником и последователем И. Канта, однако, вскоре отходит от него и создает свою философскую систему, т. н. "Я - концепцию".
Суть учения:
Во-первых, Фихте отвергает саму идею Канта о существовании "вещей в себе", т. е. непознаваемой разумом внешней реальности.
Во-вторых, провозглашает единственной реальностью внутреннее, субъективное человеческое "Я", в котором заключается весь мир (в нем объединено и бытие и мышление, причем бытие помещается внутрь мышления).
В-третьих, считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я".
В-четвертых, утверждает, что вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей реальности нет.
В-пятых, само "Я" – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы).
В-шестых, взаимодействие между "Я - человеком" и "не – Я – окружающим миром "осуществляется внутри "Абсолютного Я" т. е. субъективного духа.
Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. Свободу Фихте понимает как добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история есть процесс распространения свободы. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.
Справедливости ради, следует отметить, что
во-первых, Фихте не завершил свою ”Я - концепцию”, т. к. она не была принята его современниками и подвергалась резкой критике;
во-вторых, видимо по этой причине он постепенно начал переходить на позиции умеренного объективного идеализма – признавая объективным Высший дух, существующий независимо от сознания человека и объективную реальность как результат отчуждения Духа. Однако, смерть в расцвете сил помешала ему завершить свой творческий порыв.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье высокопоставленного чиновника. Закончил теологический институт. Некоторое время был домашним учителем, затем – директором гимназии. С 1816 г. Гегель был приглашен в Гейдельбергский университет, а в 1818 г. – в Берлинский, где работал профессором, а некоторое время и ректором.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии.
Основными работами являются «Наука логики» (1816) «Энциклопедия философских наук» (1817), «Феноменология духа» (1807), «Философия истории» (1821) и др.
Суть учения.
Основной вклад В. Гегеля в развитие философии состоит в том, что он:
во-первых, выдвинул и подробно разработал теорию объективного идеализма, стержневым понятием которой является некое безличное духовное начало, которое он называет Абсолютной идеей – Мировым духом. Мировой дух выступает как:
а) единственно существующая подлинная реальность;
б) первопричина всего окружающего мира, во всем многообразии предметов и явлений;
в) сущее, обладающее самосознанием, способностью мыслить и творить;
во-вторых, утверждает, что абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, развиваясь, порождает и творит из самого себя:
а) окружающий мир;
б) природу;
в) человека, общества.
Таким образом, весь мир, развивающийся в диалектической последовательности, есть по сути дела самопроявление Абсолютного духа, который постоянно раздваивается и из этой раздвоенности вновь возвращается в себя. Происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой ( Абсолютный) дух – окружающий мир – природа - человек - мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возращение Абсолютного духа к самому себе;
в-третьих, впервые четко сформулировал понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворения им окружающего мира.
Смысл диалектики в том, что:
а) все, Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (тепло – холод, молодость – старость, война – мир, юг - север и т. д.);
б) противоположные начала есть стороны единого бытия и Мирового духа. Они всегда находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути (без них предметы и явления не существуют) и взаимодействуют;
в) единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
в-четвертых, развитие осуществляется от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
а) вначале существует определенный тезис (утверждение, форма проявляющегося бытия);
б) данному тезису всегда противостоит (находится) антитезис – его противоположность;
в) в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом но на более высоком уровне развития.
Т (тезис) А (антитезис) С (синтез).
Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется новый тезис все более и более высокого уровня. Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие материи (т. е. антитезис идеи, другую форму существования идеи). Он утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по спирали, поступательно, от низших форм к высшим;
в-пятых, развитие (становление) есть процесс создания предпосылок предмета, явления. Важнейшие категории его – качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один их важнейших законов диалектики – закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных изменений;
в-шестых, отводит особую роль человеку, который есть носитель абсолютной идеи.
Сознание каждого человека – это частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный Мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.
Только через человека Мировой дух:
а) проявляет себя в виде речи, языка, жестов;
б) целенаправленно и закономерно движется – проявляется ход истории;
в) познает себя через познавательную деятельность человека;
г) творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
в-седьмых, дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
а) субъективный дух;
б) объективный дух;
в) абсолютный дух.
Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека.
Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, которое выступает как порядок взаимоотношений между людьми. Поскольку свобода заложена в самом человеке, то право есть реализованная идея свободы. Кроме права объективный дух проявляет себя в нравственности, гражданском обществе, государстве.
Абсолютных дух - высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются:
а) искусство;
б) религия;
в) философия;
г) история;
в-восьмых, история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. Всю историю Гегель делит на три больших эры:
а) восточную;
б) антично-средневековую;
в) германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) - такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами только один человек – фараон, император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра – в этот период себя осознает уже группа людей (глава государства, его окружение, военачальники, аристократия и т. д.) однако, основная масса не свободна и зависит от «верхушки» и служит ей.
Германская эра – современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Основой всемирной истории является экономическая деятельность, т. е. труд – преобразование природы с помощью орудий труда.
Противоречия, конфликты в обществе – не зло, а благо, двигатель прогресса, а противоречия и конфликты между государствами, войны – двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе.
Все действительное – разумно, а все разумное действительно, заключает Гегель.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) считается философом, завершившим этап немецкой классической философии и начавшим эпоху материализма. Он родился в семье известного юриста. Закончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля. После защиты диссертации стал (с 1828 г.) приват-доцентом Эрлангенского университета. После публикации труда, в котором он сомневается в личном бессмертии человека, перед ним закрываются двери всех университетов и он ведет уединенную жизнь в деревне, публикуя свои труды, в которых постепенно отходит от гегелевского учения. Основные работы: «Сущность христианства» (1841) и «Основные положения философии будущего» (1843).
Суть учения.
Главное направление философии – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма. Свою философию называет «новой философией» и «философией будущего». Ее предметом должен стать человек, а сама философия – учением о человеке или антропологией.
Критикуя идеалистическую философию, особенно Гегеля, он:
во-первых, не признает наличия Абсолютной идеи как самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;
во-вторых, логически доказывает невозможность превращения Абсолютной идеи в материальный мир и считает это выдумкой Гегеля, не соответствующей новейшим достижениям науки;
в-третьих, отвергает диалектику (ошибка Фейербаха);
в-четвертых, отвергает идею тождества бытия и мышления.
В противовес Гегелю, Фейербах разрабатывал антропологический материализм.
Его суть в следующем:
во-первых, единственно существующими реальностями являются природа и человек;
во-вторых, человек является частью природы (а не творение Бога);
в-третьих, человек есть единство материального и духовного;
в-четвертых, идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
в-пятых, природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворена и никем не уничтожима;
в-шестых, все, что нас окружает это различные проявления материи;
в-седьмых, Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, это плод фантазии человека для утешения и успокоения себя;
в-восьмых, распространение религии стало следствием невежества человека, его бессилием и незащищенностью от внешних сил природы;
в-девятых, необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей друг к другу как наиболее отвечающей природе человека;
в-десятых, смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на последующее развитие философии. Она стала теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса, Энгельса, Герцена, Чернышевского и др. На ее основе возникли философские школы в конце XIX и первую треть ХХ века.