Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. до н. э. и просуществовавшую до VI в. н. э. (до закрытия императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы — платоновской Академии).

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов мы можем говорить о некотором сущностном единстве античной философии как определенном историческом способе философствования. Каковы же черты, определяющие сущность античной философии, ее своеобразие?

1. Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным перво-единством». Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей, является исходным принципом эллинского мышления, и именно он приводит ее к понятию космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей.

Этого принципа необходимого единства не может избежать даже платоновский Демиург. Предмет античной философии — это познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части, при этом с самых начал греческой философии природа — предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

2. Во-вторых, возникновение античной философии (как и всякой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии».

Греческие мифы — продукты эпической поэзии отразили в яркой символической форме как эпохальные социальные изменения, такие как переход от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии, так и память о родстве, необходимом единстве человека и природы. Эра антропоморфных олимпийских богов символизирует гармонизацию космоса. Это определило художественное понимание космоса в античной философии как симметрии, гармонии, меры, красоты, ритма.

3. В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело. «Античная Вселенная, космос, хорошо упорядоченное множество всех близких и вполне обозримых вещей замыкается телесным небосводом. Большего не существует. Наша потребность — мысли гь за пределами этой оболочки новое «пространство» — полностью отсутствовала в античном мирочувствовании».

Подлинной формой необходимого единства, а потому и совершенства для античного Демиурга яатяется сферическая форма. Таким образом, творец мира не только соблюдает принцип необходимого единства, но должен создать мир сферическим, подчиняясь объективным законам космоса. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как художественного целого) характеризуются в первую очередь как объективно космические силы, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога.

Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т. е. эстетический аспект космологии. Основной метод философского познания — интеллектуальное созерцание целого как целого.

4. В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы. Даже в развитых вариантах космогонических теорий античности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, причем с согласия и при участии природной необходимости оно ассоциируется не с последовательностью, а с одновременностью, не с необратимостью, а с повторяемостью, т. е. время — циклично.

Поясняя различия в восприятии времени античной и современной культурой, М. Л. Гаспаров писал «Греки представляли себе время движущимся на одном месте — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас... Греки не вели летосчисления по олимпиадам, они не вели вообще никакого летосчисления. Годы в их сознании были не нанизаны на тянущуюся нить, а как бы рассыпаны пестрой неподвижной россыпью».

Человек же рассматривается не как «уникальная личность» (понятие «личность» не разрабатывалось античными философами), а как некий идеализированный тип — «человек разумный». Личность — онтологически невозможное понятие в античной философии: в платонизме душа, обеспечивающая преемственность человеческого существования, не находится в неразрывной связи с индивидуальным человеком и может быть соединена с любым другим, даже нечеловеческим телом; в аристоте-леизме человек является конкретной индивидуальностью, но с наступлением смерти она разрушается полностью и окончательно.

Судьба в античной философии есть выражение космической необходимости (подчиняющей себе даже богов) применительно к человеку. А поскольку античный человек не знает ни начальных причин своего происхождения, ни своих конечных целей, он решает действовать, невзирая на предначертан-ность судьбы, как герой. Формулировку типичного для грека отношения к жизни Геродот вкладывает в уста Ксеркса: нужно действовать, идя на риск в ситуациях, в которых невозможно рассчитать последствия, и только так достигается успех. Стремление к доблести, которая должна быть оценена окружающими, равными герою людьми, носит отчетливо состязательный, «атональный» характер. Соревновательный дух греков пронизывает даже такие далекие от утилитарного назначения формы деятельности, как философия и искусство. Как считал известный знаток античности А. Ф. Лосев, сочетание фатализма и героизма было одной из своеобразных черт античного типа культуры.

Конец мифологической эпохи с ее спокойной устойчивостью наступил в осевое время в результате борьбы рациональности и рационально проверенного опыта против мифа. Философия и возникает в Древней Греции как попытка разгадать тайну мифа, тайну его высшей объективности. Важным условием, определившим своеобразие борьбы греческого логоса против мифа, явилось становление полисной формы общественной жизни.

Как показал Ж. П. Вернан в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли», становление полиса создавало предпосылку личной свободы человека, полную открытость всех проявлений общественной и духовной жизни, замену иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественной связи, основанным на симметрии и взаимности отношений между «подобными» или «равными» гражданами, отказ от жестких традиционных норм поведения индивидуума, становление рационально-философского образа мышления.

Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела. Изложенное здесь не означает, что в рамках античной философии не существовало многообразия философских школ и направлений, оппозиций, изменений в понимании объекта и задач философии.