Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Особенности гегелевской диалектики
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) создал концепцию, ставшую вершиной классического философствования. В его системе был сконцентрирован весь интеллектуальный опыт предшествующей философии. Наиболее важные принципы и проблемы были изложены в работах «Феноменология духа», «Наука логики» и др. Краткое описание системы в целом - в работе «Энциклопедия философских наук».
Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Одни и те же законы действуют в природе, обществе и человеческом мышлении. Гносеологический барьер между субъектом и «вещью в себе», обозначенный Кантом, снимается: познаваема сама сущность вещей, ибо формы мышления соответствуют законам объективного мира. Этот постулат кладет рациональность в основание любых явлений. Возникает своего рода «панлогизм», в рамках которого «все действительное разумно, все разумное - действительно».
Универсальная разумность выражена в понятии «Абсолютная идея», специфичном именно для гегелевского идеализма. В отличие от предшествующих вариантов объективного идеализма Платона идея не противопоставлена миру вещей, а воплощена в нем, составляет его стержень. Любое событие (например, чтение данного текста) - это проявление универсальной рациональности, форма, в которой Абсолютная идея осуществляется. Такое понимание действительности позволяет назвать философию Гегеля не только объективным идеализмом, но и идеализмом абсолютным. Идея не только объективна по отношению к субъекту, она воплощена в его сознании и деятельности, более того, она сама для себя является и объектом и субъектом самопознания. Очевидно, что здесь использованы предшествующие наработки Фихте и Шеллинга.
Второй особенностью философии Гегеля является его отношение к проблеме противоречия. В отличие от Канта, считавшего противоречия (антиномии) показателем несуверенности разума, его неспособности познать сущность вещей, Гегель трактует противоречие как источник развития знания, необходимый этап на пути движения к истине. На этой основе Гегель создал особый способ понимания действительности и метод мышления — диалектику.
Диалектика как способ понимания действительности предполагает видеть любой предмет в развитии, системе многообразных взаимосвязей, в единстве противоположных тенденций. Элементы диалектики в этом смысле представлены в некоторых философских учениях, прежде всего, античных (Гераклит, Сократ). Диалектика как специальный метод мышления разработан именно Гегелем. Формальным выражением гегелевской диалектики является триада — элементарная единица развития всего существующего. Суть триады (троичности) в том, что любой предмет или мысль (так называемый «тезис») потенциально содержит в себе собственное отрицание, противоположную тенденцию (так называемый «антитезис»). Исходный предмет (мысль) раздваивается, возникает противоречие, которое становится источником дальнейшего развития. Противоречие «тезиса» и «антитезиса» преодолевается в «синтезе» — переходе на более высокий уровень бытия или мышления. Там процесс повторяется: то, что было синтезом, само выступает в роли тезиса и т. д.
Этим методом построена философская система абсолютного идеализма Гегеля. Эта система, по замыслу ее автора, должна проследить путь развития Абсолютной идеи во всех явлениях бытия и мышления.
Первая часть системы — Логика. Здесь Абсолютная идея воплощена в наиболее простой и абстрактной форме — в диалектической связи категорий мышления (бытие и небытие, качество и количество, явление и сущность и т. д.). Все противоречия и синтезы реализуются в самом чистом виде.
Вторая часть (своеобразный антитезис Логики) — это Природа. Абсолютная идея воплощается в системе законов физики, химии, биологии, поднимаясь от наиболее простых (механических) до наиболее сложных (органических) явлений, включая и телесную природу человека.
Третья часть (синтез природного и абстрактно-логического) — Дух, т. е. человек и общество как носители духовности. Как и все существующее, Дух имеет триадическую структуру.
- Субъективный дух — это сознание отдельного человека.
- Объективный дух — это рациональность, проявляющаяся в общественных отношениях, государстве, нравственности.
- Абсолютный дух — это формы общественного сознания (религия, искусство, философия), т. е. формы, в которых Абсолютная идея познает саму себя.
Отношения человека и общества приобретают в этой системе следующую конфигурацию. Отдельный человек как носитель Субъективного духа, собственных, индивидуальных интересов оказывается в противоречии с требованиями морали и государства, в которых воплощен Объективный дух. Оно неизбежно, но ни одна сторона в принципе не может существовать без другой («тезис» и «антитезис»). Способом его разрешения (своеобразным «синтезом») становится Абсолютный дух.
Приобщаясь к достижениям Абсолютного духа, человек возвышается над эгоистичностью, преодолевает свою ограниченность, в его действиях находит воплощение не только индивидуальная, но и общественная рациональность. Таким образом, человек — это ступень в развитии Абсолютной идеи. Она проявляется в его мышлении и деятельности бессознательно, но цель человека — понять, освоить и воплотить эту универсальную рациональность.
Особое значение в концепции Гегеля приобретает трактовка истории общества как этапов развития Объективного духа.
История — это закономерный процесс, имеющий внутреннюю логику и определенную направленность — развитие свободы в разнообразных формах организации общественной жизни. Гегель просматривает под этим углом зрения всю историю человечества, фиксируя возникновение и разрешение противоречий.
Очевидно, что в истории действует не сам по себе Объективный дух, а конкретные люди. Однако «хитрость истории» заключается в том, что люди, преследующие собственные интересы и решающие частные, сиюминутные задачи, вовлечены во всеобщий исторический процесс. Результат их действий может совершенно не соответствовать их целям и мотивам, но он вполне рационален; подготовленный предшествующими ступенями развития Духа, он сам становится исходной точкой дальнейшего развития.
Это образец так называемой прогрессистской концепции истории или, по выражению К. Поппера, «историцизма». При этом разным народам и цивилизациям Гегель отводил разную по значимости роль в историческом процессе. Ведущая роль (в духе европоцентризма того времени) приписывалась романским и германским народам. Другие же народы Европы (например, славянские) и неевропейские цивилизации трактовались как неисторические, находящиеся «на обочине» универсального прогресса.
Каждая область явлений развивается до того момента, когда достигнут синтез всех предшествующих тенденций, разрешены в определенной форме все противоречия, когда никакие сколько-нибудь разумные альтернативы уже невозможны. В политической сфере это, по мнению Гегеля, конституционная монархия.
Соответственно и философия (вершина Абсолютного духа) проходит от стадии догматической (до Канта) через ее отрицание в философии критической (Кант) к синтезу — диалектической философии самого Гегеля. В ней Абсолютная идея адекватно познает саму себя.
Таким образом, система гегелевской философии носит «законченный» характер: идея, познав саму себя, воплотилась в жестком каркасе взаимосвязанных понятий, которые объясняют все. Дальнейшее развитие возможно лишь как детализация или приложение к конкретному явлению. Тем самым система превращается в инструмент оправдания чего угодно как результат разумного разрешения предшествующих противоречий — «все действительно разумно».
Гегелевская идеалистическая система приходит в явное противоречие с исходным требованием диалектического метода: видеть любой предмет в развитии. Метод предполагает бесконечность развития, возникновение новых противоречий, не предсказанных системой, которые могут открывать неожиданные направления дальнейшего развития. То, что они представляются Гегелю неразумными, а потому и невозможными, свидетельствует лишь об ограниченности идеализма как такового.
В этой связи гегелевская школа раскололась сразу после смерти ее создателя на две группы. Ортодоксальные последователи («старогегельянцы», «правые гегельянцы») восприняли главным образом систему. Их оппоненты («младогегельянцы», «левые гегельянцы») видели достоинство философии Гегеля в методе, пытались с его помощью вскрывать действительные противоречия современных им общественно-политических реалий. К ним, в частности, относился и молодой К. Маркс.
В деятельности младогегельянцев диалектический метод превращался в оружие критики «неразумности» тех или иных экономических и социально-политических реалий.
Хотя к середине XIX в. классический абсолютный идеализм оказался полностью скомпрометирован и дальнейшее развитие философии приняло иной характер (см. гл. 6), значение этого этапа трудно переоценить. Помимо появления в XX в. осовремененных школ неогегельянства и неокантианства об этом свидетельствует тот неоспоримый факт, что целый ряд идей Канта и Гегеля в области гносеологии и методологии мышления вошел в содержание современного всеобщего интеллекта. Они в явной или неявной форме используются разными направлениями современной философии, оказывают влияние на методологию естественных и общественных наук и даже на повседневное мышление.
Невозможно в XXI в. не учитывать того, что познание не только отображение, но и конструирование образа объекта, что субъект активен, а любой опыт организуется и опосредуется внеопытными факторами. Невозможно правильно понять какое-либо явление без учета его взаимосвязей, противоречивых тенденций развития.
Показательным примером является появление в 1989 г. статьи Ф. Фукуямы «Конец истории», прямо использовавшего ресурсы гегелевской философии для толкования тенденций развития современного общества.