Понятие «бытие». В широком смысле категория бытия означает существование и материальных, и духовных объектов. Быть - значит существовать. В истории философии понятие бытия всегда играло очень важную роль. Осмысливая существующее как бесконечное множество качественно различных вещей, мыслители задумывались над тем, что происходит с ними после того, как они исчезают, т. е. прекращают свое существование. Конечность вещей, их ограниченность в пространстве и времени невозможно было осмыслить без категории небытия. Признание небытия выступало формой осмысления преходящего характера вещей, неизбежности их качественного изменения.

Категории «бытие» и «небытие» - это самые первые философские понятия, с помощью которых пытались отразить сущность окружающего нас мира. Не случайно в античной философии признавался тезис о том, что рассуждать о смерти (небытии) - значит философствовать. Позже скептик Монтень перевернул этот тезис, так что у него получилось: «...философствовать - это значит учиться умирать» (Монтень М. Опыты. / М. Монтень. - М.; Л., 1958. Кн. 1. - С. 102.). В нашу эпоху этот тезис был подхвачен и своеобразно переосмыслен экзистенциализмом.

Формирование философии как формы общественного сознания происходило в эпоху возникновения понятий бытия и небытия, материи и субстанции, когда ставился вопрос о том, что есть окружающий нас мир сам по себе, что получится если осмыслить этот мир, не прибегая к понятию «бог».

Вся совокупность вопросов, связанных с понятиями «бытие», «материя», «субстанция», «движение», «пространство» и «время» обозначается понятием «онтология» (от греческого ontos - сущее и logos - учение).

Фундаментальным вопросом онтологии является вопрос об общих принципах организации бытия. Для того чтобы как-то подступиться к решению этой сложной задачи, зададимся вопросом более простым: каким образом можно перевести любую вещь из состояния присутствия в сфере бытия, существования в состояние отсутствия в оной? Ответ очевиден - путем разрушения. Разрушив, например, вот этот стол, мы имеем ножки и крышку, из которых он состоял, но самого стола мы уже не имеем. Следовательно, существование стола, как и любой другой вещи, образуют не его составные части, но совокупность тех устойчивых связей, которые связывают эти части воедино.

Поразмыслив над этим примером, можем сделать следующие выводы относительно природы бытия.

Мы видим, что тот вообще-то загадочный, непонятный в своей основе мир, который нас окружает, есть все же скорее порядок, чем хаос. Все вещи связаны между собой многообразными связями. В свою очередь, любая вещь есть продукт внутренних связей, образующих ее элементов и так далее. Связи сохраняются определенное время, разрушаются, образуются вновь. В своей совокупности все многообразие связей образует мировой строй, мировой порядок. Для любой вещи быть, существовать означает быть в строю мирового порядка, занимать в нем свое определенное место: среди всего подвижного многообразия связей и взаимодействий, взаимовлияний сохранять преемственность определенного, именно данной вещи присущего набора, «рисунка» устойчивых связей ее элементов.

 

Конкретные свойства тех или иных форм и видов бытия, т. е. устойчивых связей определенного типа, например, атомных, молекулярных, биоорганических, социальных и тому подобное, изучают конкретные науки - физика, химия, биология, социология и др.

Философию интересует наиболее общая, фундаментальная природа бытия, сами истоки мирового порядка. Поскольку истоки бытия существования не даны нам в устойчивом повседневном опыте (ни в житейском, ни в научном), о свойствах «фундамента» бытия мы можем строить только возможно более осмысленные гипотезы.

В философском знании сложились два основных подхода к пониманию природы всеобщей основы существования - субстанции.

Первый подход рассматривает проблему субстанции со стороны выяснения отношений понятий бытия и сознания. Здесь выделяются идеалистическое и материалистическое направления в понимании истоков природы окружающего нас мира. Идеалистическое направление предполагает, что до и независимо от мира вещей существует особая идеальная реальность - источник и гарант мирового порядка, по своей природе сходная с человеческим сознанием, - абсолютная идея, мировой разум и т. п.

В качестве абсолютного средоточия гармонии и порядка идеальная реальность гарантирует наличие устойчивости, упорядоченности и целесообразности в среде текучего многообразия связей и взаимодействий мирового целого и является, таким образом, субстанцией, т. е. всеобщей основой существования мира вещей.

В отличие от идеалистического материалистический подход не признает какого бы то ни было существующего до и независимо от мира вещей особого источника и гаранта мирового порядка. Для материализма в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и, следовательно, материя сама себя организует, сама «кристаллизует» конкретные формы своего существования.

С этой точки зрения, все вещи мира связаны своего рода «круговой порукой», ибо являются одновременно и источником мирового порядка, и его результатом.

Таким образом, материалистический подход полагает в качестве всеобщей основы существования, субстанции мира вещей - материю - самоорганизованное и самоорганизующееся множество объектов мирового целого, некоторое подмножество которого дано нам в опыте нашего восприятия.

Второй подход к пониманию природы субстанции исследует бытие со стороны проблемы его внутреннего единства.

В зависимости от способа решения этой проблемы выделяются монистическое, дуалистическое и плюралистическое направления в понимании фундаментальных начал бытия.

Монистическое направление исходит из представлений об абсолютном внутреннем единстве бытия. При этом идеализм настаивает на существовании специального носителя и гаранта внутреннего единства бытия - мирового разума, мировой роли и т. п. Материализм в античной философии, напротив, отрицает существование особой субстанции - носителя единства бытия, утверждая, что единство мира обеспечивается универсальностью одних и тех же всеобщих принципов и законов взаимодействия, движения и развития бытия.

Дуалистическое направление утверждает, что в мире существуют две не сводимые друг с другом субстанции - идеальное и материальное, которые имеют разную природу, развиваются по своим собственным законам, но способны влиять друг на друга.

Наконец, плюрализм - философское направление, полагающее, что окружающий нас мир имеет не один и не два, а бесконечное множество фундаментов-субстанций, каждая из которых живет своей самостоятельной, только ей присущей жизнью.

Отнюдь не утверждая, что современная наука дает нам исчерпывающее полное описание реального положения дел в мире, отметим, что самая строгая и авторитетная картина мира XXI в. - научная картина мира - тесно связана именно с материалистическим подходом в философии.

Наиболее последовательная философская школа современного материализма - диалектический материализм - дает обобщенное философское понятие: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 131). Это определение не содержит указания на ту или иную вещь или конкретное свойство. В целом объективная реальность есть и вещь, и свойство, и отношение в их органическом единстве. Материя как объективная реальность соотносится со своей противоположностью - субъективной реальностью, т. е. сознанием.

Привлекая результаты современной науки, рассмотрим формы и виды бытия (мирового порядка) как формы организации материи.

Материя всегда обладает определенной организацией, она существует в виде конкретных материальных систем. Система - это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент - это далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Структура - это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Структурность - неотъемлемый атрибут всех существующих систем.

Понятие системы и элемента соотносительны. Всякая система может быть элементом еще большего образования, в которое она входит. Точно также и элемент выступает в качестве системы, если учитывать его структурность, наличие более глубоких структурных уровней материи. Но эта соотносительность понятий не означает, что системы придуманы человеком для удобства классификации явлений. Системы существуют объективно как упорядоченные целостные образования.

Можно выделить следующие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни материи: в неживой природе -элементарные частицы (включая античастицы) и поля, атомные ядра, атомы, молекулы, агрегаты молекул, макроскопические тела, геологические образования, Землю и другие планеты, Солнце и другие звезды, местные скопления звезд, Галактику, системы галактик, Метагалактику, границы и структура которой еще не установлены.

В живой природе существуют внутриорганизменные и надорганизменные биосистемы. К первым относятся молекулы ДНК и РНК, как носители наследственности, комплексы белковых молекул, клетки (состоящие из подсистем), ткани, органы, функциональные системы (нервная, кровеносная, пищеварения, газообмена и др.) и организм в целом. К надорганизменным системам относятся семейства организмов, колонии, различные популяции - виды, биоценозы, биогеоценозы, географические ландшафты и вся биосфера.

 

В обществе также существует большое количество типов взаимопересекающихся систем: человек, семья, различные коллективы (производственные, учебные, научные, спортивные и др.), сообщества людей, объединения и организации, партии, классы, государства, системы государств и общество в целом.

Эта классификация является весьма общей и далеко не полной, так как на каждом структурном уровне можно выделить дополнительно большое количество взаимопроникающих материальных систем, возникающих на основе различных форм связей и взаимодействия элементов.

Факторы, определяющие целостность систем, непрерывно усложняются по мере восходящего развития материи. В неживой природе целостность систем определяется ядерными (в атомных ядрах), электромагнитными и гравитационными силами связи. Система будет целостной в том случае, если энергия взаимодействия между ее элементами больше суммарной кинетической энергии этих элементов совместно с энергией внешних воздействий, направленных на разрушение системы. В противном случае система не возникнет либо распадется.

В живой природе дополнительно к этим факторам целостность определяется информационными процессами связи и управления, саморегуляции и воспроизводства биосистем на разных структурных уровнях.

Целостность социальных систем определяется многочисленными социальными связями и отношениями (экономическими, политическими, социально-классовыми, национальными, этническими, культурными, семейными и т. д.).

Классификация основных форм материи по типам материальных систем и соответствующих им структурных уровней материи является наиболее точной и детализированной. Наряду с этим распространена классификация форм материи по ряду фундаментальных физических свойств. Так, прежде всего выделяется вещество - совокупность частиц, макроскопических тел и других систем, обладающих определенной массой покоя. Реально существует также антивещество, состоящее из античастиц (антипротонов, позитронов, антинейтронов и др.), которое иногда неправильно называют антиматерией. Атомы и молекулы из античастиц при отсутствии обычных форм вещества могут быть устойчивыми и образовывать макроскопические тела и даже космические ситемы («антимир»). В них законы движения и развития материи будут аналогичны тем, которые проявляются в окружающем нас мире.

Кроме того, существуют невещественные виды материи -электромагнитные и гравитационные поля, а также нейтрино и антинейтрино различных типов. Они не обладают конечной массой покоя.

Следует отметить, что поле и вещество нельзя противопоставлять, так как поля существуют в структуре всех вещественных систем и объединяют их элементы в целостность.

Философское учение о материи и формах ее бытия служит методологическим фундаментом для научных исследований, разработки целостного научного мировоззрения и соответствующей трактовки открытий науки. При этом оно само постоянно совершенствуется и углубляется. С прогрессом научного знания формируются новые категории и законы, все более полно отражающие действительность, которая всегда будет сложнее всех наших самых совершенных представлений о ней.

Движение и его основные формы. Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи понимаются в философии любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основными свойствами движения являются его универсальность и противоречивость. Эти свойства тесно связаны друг с другом.

В самом деле, свойство универсальности движения можно выразить в виде следующего тезиса: быть - это значит изменяться.

 

Однако не менее справедлив и антитезис: быть - это значит сохраняться, не разрушаться, сохранять в той или иной форме неизменными главные свойства вещи.

Синтезируя оба тезиса, получаем итоговое выражение: быть - это значит сохранять изменения в определенном состоянии.

Например, вот этот стол сейчас покоится передо мною. В то же время стол полон внутренних движений тех частиц, из которых он состоит. Эти движения, однако, возвращаются «на круги своя», поскольку стол при этом остается все тем же столом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что явление сохранения движения в определенном состоянии чаще всего реализуется на базе так называемой возвратной изменчивости, когда серия взаимных изменений и взаимодействий возвращает процесс в исходное состояние.

В качестве примера простейших природных реализаций механизма сохранения определенного состояния движения можно указать на столь распространенные в природе вращательные и колебательные процессы.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство - атрибут материи.

Особо подчеркнем тот факт, что важнейшие свойства движения, связанные с его противоречивостью, такие, как единство изменчивости и устойчивости, потенциального и актуального и другие являются одновременно фундаментальными принципами любых процессов самоорганизации. Это позволяет рассматривать движение в качестве универсальной среды организации мирового порядка. Весьма абстрактное в своей всеобщности понятие движения обретает при этом более конкретный характер: движение рассматривается здесь как переход от одного качества к другому, изменение качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, характеризуются как развитие.

Под развитием в философии понимается уже не просто любое изменение состояния вещи, но и процесс необратимого, определенно направленного преемственного изменения структуры вещи, генерирующий ее новое качество.

В случае, если новое, появившееся в результате процессов развития качество отличается от исходного большей жизнеспособностью, гибкостью, сложностью, способностью к дальнейшему развитию, богатством реализованных возможностей, насыщенностью смыслом, то можно сказать, что развитие в этом случае является прогрессивным, если же новое качество более примитивно по сравнению с исходным, то говорят о регрессивном развитии.

Развитие необходимо отличать от схожего с ним по внешним признакам процесса развертывания.

Развертывание - это процесс реализации определенной программы воплощения в том или ином материале заранее заданного качества, образа вещи. Рост кристалла, рост растения, развитие зародыша животного во взрослый организм, планомерная производственная деятельность - примеры развертывания.

В отличие от развертывания в процессе развития, как уже отмечалось, происходит становление качественно нового, ранее не бывшего состояния, а не просто реализация в материале уже имеющегося в том или ином виде образа предмета.

Например, случайные мутации в генотипе организма могут привести к появлению у него новых признаков, которые закрепляются естественным отбором и передаются по наследству, что в свою очередь, может привести к образованию нового биологического вида.

Таким образом, развитие представляет собой нелинейный, вероятностный и необратимый процесс самоорганизации, характеризующийся относительной непредсказуемостью результата.

Наиболее общие принципы и законы развития являются предметом исследований особой философской дисциплины - диалектики.

 

С конкретно-научной точки зрения принципы и законы саморазвивающихся, самоорганизующихся систем исследуются одним из новых направлений современного естествознания - синергетикой.

Главная идея синергетики - принципиальная возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.

Традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на однообразие, однородность, статические устойчивость и порядок. Синергетический подход, напротив, подчеркивает тот факт, что реальные процессы в природе принципиально неравновесны и нелинейны. Основное внимание синергетика уделяет изучению таких сторон мира, как его нестабильность, многообразие путей изменения и развития, раскрывает условия существования и устойчивого развития сложных структур, позволяет моделировать их скачкообразные изменения, катастрофические ситуации и т. п.

Синергетика убедительно показывает, что даже в неорганической природе существуют классы систем, способных к самоорганизации. История развития природы - это история образования все более и более сложных нелинейных систем. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях ее организации - от низших и простейших к высшим и сложнейшим (человек, общество, культура).

Формы движения материи. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. В основу классификации положены следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т. е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т. е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Формы движения можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу.

В неживой природе выделяются следующие формы движения:

пространственное перемещение; движение элементарных частиц и полей;

 

движение и превращение атомов и молекул; изменения в структуре макроскопических тел; геологические формы движения; изменения космических систем. В живой природе: совокупность жизненных процессов в организмах и надорганизменных системах. В обществе - деятельность людей.