Гносеология (от греч. gnosis - знание) - особый раздел философии - философская теория познания. В англоязычной философской традиции (США, Великобритания и др.) этот раздел носит название эпистемологии (от греч. episteme - знание). В отечественной и континентальной европейской философии термин «эпистемология» относится к изучению особенностей познавательных процессов в науке; для характеристики же общих закономерностей познавательного процесса используется термин «гносеология» и производные от него.

Отдельные стороны процесса познания исследуются широким спектром частнонаучных дисциплин: психология познавательных процессов, логика, социология познания, эвристика (наука о творчестве) и т. д. В отличие от них гносеология конституирует саму возможность познания, стремится определить сущность познания и знания как его результата, выявить всеобщие закономерности этого процесса.

К основным проблемам философской теории познания относятся:

  • определение сущности знания в отличие от незнания, мнения;
  • выявление отношения содержания знания к окружающему миру;
  • анализ того места, которое занимает в структуре духовного мира личность, его соотношения с оценкой, нормой, верой, надеждой и другими элементами, сознания;
  • анализ возможностей и способов достижения адекватного знания, каналов связи знания с окружающим миром, процедур, обеспечивающих достижение адекватности;
  • выявление барьеров, объективных и субъективных препятствий, возникающих на пути познания, факторов, влияющих на результат познавательного процесса, направляющих и ограничивающих его протекание;
  • изучение взаимовлияния формы и содержания знания.

Исходными, фундаментальными категориями гносеологии являются понятия «объект» и «субъект», которые обозначают два полюса гносеологической ситуации: субъект познания - это тот, кто познает, объект - это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Субъекту приписывается наличие сознания, целенаправленная активность и свобода. Именно субъект является исходным пунктом гносеологической ситуации - направляя свою познавательную активность на разные фрагменты реальности, он превращает в объект познания любые вещи, свойства, связи и отношения, других людей, само наличное знание и даже определенные стороны себя самого (самопознание).

Очевидно, что субъектом познания может быть только человек или гипотетическое антропоморфное существо (Бог, инопланетяне и т. п.). Но важно иметь в виду, что этот термин обозначает не человека как такового, а лишь его функцию в познавательном процессе, место по отношению к объекту. Это не более чем абстракция, но абстракция, необходимая для выявления общих свойств знания. Субъектно-объектное видение мира предполагает жесткое и последовательное разграничение субъекта и объекта и, соответственно, тех свойств знания, которые возникают при их взаимодействии. Знание в этом смысле - это более или менее удачное, воспроизведение, отображение свойств объекта субъектом.

Всякий гносеолог строит свою модель отношений субъекта и объекта. Во-первых, он наделяет абстракцию «гносеологический субъект» набором свойств, обеспечивающих или препятствующих познанию объекта, - индивидуальных и общих, телесных и духовных, прирожденных или социокультурных - выстраивает их иерархию и анализирует характер влияния на познание объекта. Во-вторых, в этой модели фиксируются каналы связи субъекта и объекта, те общие черты субъекта и объекта, которые и позволяют эту связь осуществить. Чем более абстракция «субъект познания» сближается с реальным субъектом (человеком, обществом), тем глубже и плодотворнее решаются основные проблемы гносеологии.

Философские ориентации в гносеологии - гносеологический оптимизм и агностицизм или скептицизм.

Гносеологический оптимизм исходит из принципиальной возможности получения объективного знания. Его крайняя форма -«наивный реализм» - полагает, что предметы внешнего мира действительно таковы, какими человек их воспринимает. Наивность такой позиции очевидна: в ней постулируется непосредственное сходство, взаимное соответствие свойств субъекта и внешнего мира.

Агностицизм - это отрицание возможности познания. В англоязычной философской традиции этот термин обычно применяется к проблеме познания Бога (агностик - это тот, кто полагает, что мы ничего не можем сказать о Боге, доказать или опровергнуть идею его существования).

По отношению к проблеме познания вообще используется термин «скептицизм», сложившийся еще в Античности. Античные скептики исследовали проблему относительности знания и выражали обоснованное сомнение в возможности достижения абсолютной истины. В европейской континентальной и отечественной философских традициях эти термины используются и как синонимы, и как характеристики степени последовательности и однозначности отрицания познаваемости объекта. Удобнее всего термином «агностицизм» характеризовать общую направленность этой ориентации и ее крайнюю точку, полностью разрывающую связь субъекта и объекта, а термином «скептицизм» - невозможность различения субъективного и объективного моментов знания.

Важно иметь в виду, что эта философская ориентация в гносеологии базируется не на произвольном постулате невозможности объективного знания, а на глубоком, хотя и одностороннем изучении механизмов познавательного процесса. На этом пути философы, традиционно относимые к агностикам, выявили многие существенные характеристики познавательного процесса, барьеры на пути к знанию и тем самым не только внесли вклад в решение ряда гносеологических проблем, но, зачастую, определяли общий путь дальнейшего развития гносеологии. Так, Юм сыграл важную роль в преодолении наивного реализма сенсуалистов ХУН-ХУШ вв. и стал зачинателем психологии познания. Кант совершил переворот в гносеологии, сходный по масштабам с коперниканским переворотом в астрономии.

Всеобщими основаниями агностицизма (скептицизма) являются:

  • 1) качественное различие свойств объективной реальности (материальных, вещественных) и свойств познавательного образа, идеальных по своей природе;
  • 2) сложность структуры субъектно-объектных отношений, в которых объект дан субъекту в опосредованной форме;
  • 3) противоречие между бесконечным многообразием свойств, связей и отношений, присущих любой вещи, и конкретно-исторической ограниченностью познавательных способностей субъекта, включая как его родовые, телесные свойства, так и уровень развития искусственных средств познания;
  • 4) диалектичность, т. е. противоречивость, скачкообразность, зигзагообразность познавательного процесса.

В чисто логическом плане позиция агностицизма (скептицизма) неопровержима. Как подчеркнул индийский мыслитель Шри Ауробиндо, «результатом европейской мысли... всегда должен быть агностицизм, явный или неявный». Практическим же его преодолением служит включенность результатов познания в общий процесс деятельности человека и общества, их выживание в природном мире, преобразование мира, создание и использование техники, воплощающей познавательную мощь человечества.