Взгляд на философию как на науку, стремящуюся к знанию строгому, доказательному, понятийному, систематическому, отличает Аристотеля из Стаги (384—322 гг до н. э.). Идею логического единства человеческих знаний, почерпнутую в платоновской Академии (Аристотель был учеником Платона), он успешно применяет к эмпирическому исследованию, закладывая научные основы философии, логики, риторики, психологии, физики, политики, этики, эстетики.

Особенности философии Аристотеля выясняются в процессе сопоставления ее с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, высшее начало есть безусловное благо. Но в отличие от Ппатона, оно перестает быть за пределами ума и бытия, а природа вполне постижима. Аристотеля скорее интересует порядок мира и его рациональное, научное изучение, чем вопрос о происхождении этого порядка вещей. Если Платон ставил перед собой задачу обоснования мировоззрения, выходящего за пределы человеческой жизни, и всегда рассматривай временное с точки зрения вечного, чувственное с точки зрения сверхчувственного, то Аристотель ищет реализации идеального в чувственном мире, пытаясь соединить опыт и умозрение.

Если в творчестве Платона очень сильны мифологический и эсхатологический элементы, то Аристотель стремится исключить по возможности мифологически-религиозные схемы из философского объяснения. Черты философского стиля Аристотеля — понятийность, систематичность, отдифференцированность методов решения философских проблем. Философия Аристотеля порождена стремлением к научной определенности и точности предмета и методов философского исследования, логической стройности философского знания и выработке механизма его передачи. В целом можно согласиться с В. С. Соловьевым, который противопоставил философию Платона и философию Аристотеля как оппозицию «философии жизни» и «философии школы».

В то же время философское учение Аристотеля бесспорно представляет собой преобразование платоновской теории идей и тесно связано с платонизмом. Для Аристотеля, как и для Платона, обшее предшествует частному, определяет его, а источник знания лежит в самом разуме.

Философское учение Аристотеля можно разделить на три части: теоретическую, практическую и политическую. Теоретическая философия изучает общие начала бытия и знания посредством интеллектуального созерцания. Ей соответствуют такие науки, как метафизика, физика и математика. Практическая философия изучает начала, которыми человек руководствуется в своей нравственной и политической деятельности. Соответствующие науки — этика, экономика, политика. Творческие науки включают в себя поэтику и риторику. Из сочинений Аристотеля к теоретической философии относятся «Физика», «Метафизика», «О душе», к практической — «Никомахова этика», «Политика».

Особое место в творчестве Аристотеля занимают логические сочинения или «Органон». Хотя сам термин «логика» Аристотелю не принадлежит, но именно он создал эту науку как область гуманитарного знания. Логические трактаты Аристотеля были объединены его первым издателем Андронником Родосским (I в. до н. э.) под общим названием «инстументаль-ных книг» или «Органона». Цель «Органона» — пропедевтическая: познакомить с теми орудиями, методами, процедурами, при помощи которых строится наука. Критерием научности знания, по Аристотелю, является доказательность, а непосредственно очевидными истинами, не нуждающимися в доказательстве,— логические законы мышления: закон противоречия («ничто не может сразу быть и не быть»), закон исключенного третьего («между тем, чтобы иметь и не иметь, третьего не может быть»).

Логические исследования привели Аристотеля к обнаружению двух важнейших для трансформации платонизма обстоятельств. Во-первых, идея блага - верховная царица в платоновском мире идей — не может подчинять себе идеи вещей, так как вещь относится к категории сущности, а благо — к категории качества. Во-вторых, благо как относящееся к категории качества не существует само по себе, но лишь как принадлежащее какой-либо сущности.

Учение Аристотеля о категориях имеет двойственный логико-онтологический характер. «Категории» — основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, тех общих понятий, без которых ничто не мыслится. Аристотель выделяет 10 таких категорий: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, положение.

Категория «сущность» является ключевой для онтологии Аристотеля. Одно из аристотелевских определений сущности гласит: «Сущность есть то, что никогда не бывает сказуемым, а всегда только подлежащим». То есть всякая сущность существует сама по себе, а не в чем-то другом. При переводе на латинский язык греческое слово «сущность» перевели как «суб станция», а принадлежащее сущности как «акциденция». У Аристотеля мы встречаемся только со словом «сущность», но оно имеет двойственный смысл: 1) как синоним субстанции, 2) как суть какого-либо предмета. Платоновские «идеи» Аристо тель стаз называть «формами» именно для того, чтобы подчеркнуть, что идеи не обособлены в «умном месте» за пределами чувственно-воспринимаемого мира, а действуют в этом мире как начала, изнутри формирующие вещи. «Сущность вещей не может быть отрешена от того, чего она есть сущность»,— говорит Аристотель.

Этой, отличной от платоновской, трактовке идей способствовали не только логические исследования Аристотеля, но и его естественно-научные интересы, связанные с убеждением в несомненном существовании знания о природе. Природа для Аристотеля — это соединение бытия и становления, а не чистое становление, как для Платона.

Предметом метафизики Аристотеля является не только исследование высших родов бытия, но и поиск его первопричин Аристотель указывает четыре первопричины бытия, которые порознь исследовались греческой философией от Фатеса до Платона. Это материальная, формальная, движущая и целевая первопричины По сути они могут быть сведены к материальной и формальной.

Материя понимается Аристотелем как чистая потенция быть чем-угодно. лишенная каких-либо свойств, качеств, величины и строения. Именно Аристотель ввел в философию сам термин «материя» (букв.: строительный материал, лес) как обозначение субстрата, лежащего в основе всего сущего (латинский эквивалент «mater rerum» означает «мать вещей»). Форма — это деятельное начало, переводящее потенциальное бытие в действительное, определяющее суть вещей. Всякая вещь в природе является результатом слияния формы и материи Соединение материи и формы осуществляется посредством движения. Источник же этого движения — форма всех форм, чистая форма — неподвижен, един, деятелен.

Суть деятельности божественного перводвигателя состоит в мышлении как безграничной деятельности, не соединенной ни с чем материальным и в этом смысле являющейся полной осуществленно-стью, т. е. энтелехией. Бог или перводвигатель — конечная цель всех типов движения и всех форм жизни, присущих природе. Характеристика божественного перводвигателя как вечного, неизменного и разумного приводит Аристотеля к рассмотрению материи как содержащей в себе задатки всех форм, как устремленности к определенным формам, а не чистой бесформенности. Мир вечен, так как его существование обусловлено двумя вечными началами — перводвигателем и первома-терией.

Подобно тому как веши есть сплав материи и формы, одушевленные существа, по Аристотелю, есть соединение души и тела. Душа есть осуществленность (энтелехия) живого органического тела, осуществление «присущей телу возможности быть живым». То есть душа не представляет собой некой самостоятельной сущности, отделенной от тела, как у Платона, она неразрывно связана с телом и является его подлинной сущностью. Душа есть принцип, дающий жизнь. Цель живой природы — воплотить разум, но достигается она путем развития, т. е одновременно существуют различные ступени достижения этой цели. В соответствии с этим Аристотель различает три разновидности души: растительную (выполняет функции рождения, питания, роста), чувствующую (ощущения и движение) и разумную (познание, самоопределение). При этом высшая ступень развития души не может существовать без низших Аристотель отрицает бессмертие души в платоновском смысле, но в то же время признает, что активный разум (интеллект) как высшая способность души имеет сверхчувственную и сверхтелесную природу, лишен индивидуальности и вечен.

В основании этики Аристотеля лежит принцип объективной целесообразности — системообразующий принцип его философского учения в целом. В человеке за гожено внутреннее стремле ние к благой цели, т. е цели, преследуемой ради нее самой. Это стремление к счастью Но счастье, по Аристотелю,— это успешная деятельность, приносящая удовольствие, поскольку человек— активное существо, а само счастье — не вещь, а действие. Высший принцип счастья — мера. Каждый человек стремится к успешному осуществлению своей деятельности и, следовательно, к своему собственному благу. Общее назначение человека, по Аристотелю,— это «деятельность души, согласованная с суждением» или добродетель. Следует иметь в виду, что во времена Аристотеля добродетель — это не делание добра другому, а соответствие своему назначению, добротность. Счастлив, добродетелен тот, кто поступает наилучшим образом при данных обстоя гсльствах, так как ошибаться можно различными способами, а поступать правильно — единственно верным.

Соответственно разделению человеческой деятельности на практическую и теоретическую добродетели Аристотель делит на две группы — этические и дианоэтические. К этическим добродетелям Аристотель относит мужество, благоразумие, щедрость, величавость, правдивость, дружелюбие, любезность, ровность, честолюбие. Они зависят от способности разума подчинять своим требованиям страсти и желания. Сознательно-намеренный характер действий — важная черта добродетельных поступков. Этические добродетели являются результатом свободного выбора, опыта и привычки и представляют собой «золотую середину», если рассматривать их с точки зрения сущности, и крайнее совершенство по своему значению.

Принцип «золотой середины» Аристотеля — это моральное правило, предполагающее в качестве условия своего применения н каждом конкретном случае самостоятельное размышление. Стыд, по Аристотелю, хотя и проявляется на физиологическом уровне, вызывается нравственными причинами.

К дианоэтическим добродетелям Аристотель относит мудрость, разумность и рассудительность (фронезис). Высшей из них является мудрость, поскольку она связана с созерцанием высших принципов бытия и Бога. Таким образом, нравственным идеалом Аристотеля является созерцательная деятельность разума, отрешенная от тревог и суеты практической жизни. Этот идеал вполне соответствует интеплектуалистической традиции античной этики.

Этика для Аристотеля, как и для Платона, соподчинена политике Город-государство — это горизонт всех моральных цен ностей и единственно возможная форма общежития. Цель государства, по Аристотелю,— воспитание граждан в духе добродетели. Оно, как и для большинства античных философов, стоит выше семьи, частных лиц и относится к своим членам как целое к частям. Хотя во времени семья и община предшествуют государству, государство есть первое по своей природе. Человек — это политическое (общественное) животное. Аристотель указывает: «А тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Хотя общность местожительства, удобства обмена, гарантия личных прав — необходимые для возникновения государства условия, само государство появляется лишь тогда, когда образуется общение между родами и семьями ради благой жизни.

Высшим государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе, право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Отношения власти и подчинения бывают, по Аристотелю, трех родов:

  • 1) господские (отношения господина и раба),
  • 2) брачные (отношения мужа и жены),
  • 3) отцовские (отношения отцов и сыновей).

Как высший вид общения государство включает в себя общение между свободными и равными людьми, гражданином является только тот, кто умеет и властвовать, и подчиняться, тот, кто принимает участие в законосовещательной, военной или судебной деятельности. Раб, по Аристотелю,— это только «одушевленная собственность», «говорящее орудие», по природе предназначенное к подчинению, поэтому рабы не принадлежат к составу государства. У ребенка способность решать находится в неразвитом состоянии, у женщины она лишена действенности, поэтому они, по Аристотелю, лишь потенциально принадлежат государству (являются гражданами).

Как мы уже отмечали, для Аристотеля существенный признак высшего блага состоит в его достижимости. Благо не является совершенством «вообще», некоторой самостоятельно существующей идеей. Критикуя Платона, Аристотель показывает, «что все существующее стремится не к одному благу, а каждое к своему собственному». Даже если бы существовало благо, которое одинаково обнаруживалось бы в различных вещах, то человек не мог бы ни овладеть им, ни осуществить его, Исходя из этого, Аристотель критикует идеальное государство Платона.

В противовес Платону, оспаривавшему право на личное владение для воинов-стражей и даже выдвигавшего для них проект общности жен и детей, Аристотель считает индивидуальную собственность и семью основой устойчивого государства. Источник распрей лишь усиливается с введением общности собственности и семьи, так как человеку по природе свойственно более заботиться о своем, нежели об общем. Любовь к своей семье есть нравственное начало, на котором зиждется государство — источник радости и дружбы. Уничтожив индивидуальную собственность и семью, мы лишили бы человеческую деятельность ее сильнейших мотивов.

При рассмотрении государственного устройства Аристотель, в отличие от Платона, рассуждает не об «идеальной» конституции, а о наилучшей при данных общественных обстоятельствах и условиях. Проанализировав вместе со своими учениками государственную практику 158 греческих государств, Аристотель создает свою классификацию форм государственного устройства. Основанием его классификации служат два критерия:

  • 1) принадлежность власти в государстве — одному, нескольким или большинству,
  • 2) цель власти — общее благо или собственная выгода.

К «правильным» формам государства Аристотель относит монархию, аристократию и политию. К «неправильным» — тиранию, олигархию и демократию Из отклоняющихся видов наихудший для Аристотеля — тирания, наиболее умеренный — демократия.

Подобно тому как во всем наилучшее есть мера, так и в государстве счастье наиболее обеспечено там, где нет ни чрезмерного богатства, ни чрезмерной нищеты, где в управлении преобладают люди среднего достатка и управляют ради общей пользы. Но является ли эта форма государства наилучшей из всех возможных? На этот вопрос Аристотель не дает прямого и окончательного ответа.

Аристотель не только подвел итог развитию античной мысли, но и создал дифференцированную систему знаний и сам стиль научного мышления. Фактически Аристотель разработал понятийный аппарат, которым философия пользовалась на всем протяжении своей истории до настоящего времени. Широчайший охват всех областей знания, присущий творчеству Аристотеля, не мог не привести к противоречивости его философского учения. Это породило многообразие интерпретаций его философии, основанное на выделении той или иной стороны его учения1.