Предметом философии, с точки зрения представителей философии жизни, является жизнь как «вечное становление» (Ф. Ницше), «творческий порыв» (А. Бергсон), «поток культурно-исторических переживаний» (В. Дильтей). Основная задача философии — обосновать новую систему ценностей, дать ценностно-мировоззренческие ориентиры человеку в условиях кризиса европейской культуры.

Подлинное жизненное ядро философии составляют ее нравственные цели, а всякая великая философия, по выражению Ф. Ницше, является «самоисповедью ее творца». Не «позыв к познанию» был отцом фило софии, а «воля к власти» представляла собою последнюю цель существования. Сама жизнь, по Ницше, есть воля к власти, а инстинкт самосохранения лишь одно из косвенных следствий ее. В основе подлинной философии лежит новый вид эксперимента — «эксперимент над самим собой», позволяющий философу стать творцом ценностей.

Новый предмет философии требовал и новых способов своего постижения. В поисках этих средств и способов постижения жизни все философы данного направления исходили из резкого противопоставления рациональных и интуитивных форм познания, «физико-математического» и «жизненного» разума.

Рационально-дискурсивный метод классической философии утверждает отчужденное, субъект-объектное отношение к миру, превращая человека в застывший «объект» исследования, схватывая в нем лишь усредненное, а не уникальное и неповторимое. На основе дискурсивно-логического метода невозможна подлинная коммуникация человека с человеком, человека с природой, так как он схватывает лишь «стадные» проявления человеческой жизни. Для выражения жизни как «вечного становления» гораздо более подходит символический язык искусства, формирующий свободное восприятие мира, пробуждающий в человеке не «стадное животное», а творца.

Произведение Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» и является манифестом такого мифологически, символически и поэтически обоснованного мировоззрения, как результата лично пережитых страданий. Афористическо-поэтический стиль Ф. Ницше лучше всего выражает сущность его философских построений как художественно мыслящей личности и побуждает желающего понять его философию к сотворчеству.

В академической философии жизни В. Дильтею принадлежит заслуга обоснования специфики гуманитарного знания по сравнению с естественнно-научным знанием. Понимание, вчув-ствование, интерпретацию как непосредственные способы постижения жизни в «науках о духе» В. Дильтей противопоставляет применяемому в «науках о природе» методу «объяснения».

Задача «наук о духе» — выразить изменчивость, целостность и смысл исторических событий, познать цели культурно-исторического творчества, а не редуцировать их к причинно-следственным связям природного мира. Условия, делающие возможным это понимание,— знание контекста, в котором что-либо происходит, и знание о культурных системах, которые задают типы мировоззрения. Эти культурные системы, по Дильтею, уникальные и несводимые друг к другу, не могуть быть поняты «объективно», т. е. вне целей самого субмкта как активного участника исторических событий.

Методологические принципы гуманитарного знания, разработанные В. Дильтесм, получили свое развитие в работах другого представителя академической философии жизни, Г. Зимме 1я (1858—1918). По Г. Зиммелю, жизнь в процессе постоянного становления создает культурно-исторические формы мировоззрения, обреченные бесконечно рождаться и отмирать.

Исторический процесс подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой действует закон причинности. «Трагедия культуры», ее судьба состоит в вечном конфликте между творческой пульсацией жизни и застывшими, объективированными формами культуры. Борьба жизни против принципа формы составляет суть современного этапа развития культуры.