Предмет и методы социальной философии
Понятие «социальное» употребляется в двух смыслах:
а) широком;
б) узком.
В широком – понятие «социальное» (от лат. socialis - общественный) обозначает:
а) все общество и созданный им мир, в отличие от природы, и происходящих в ней явлений;
б) все, что относится к социальным группам в отличие от того, что касается индивида и его качеств.
В узком – существование особой области общественных явлений (социальной среды), в которой решаются проблемы, затрагивающие кардинальные интересы людей (условий труда, жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т. д.).
Применительно к философии, определение «социальная» употреблено в широком смысле, т. е. философское осмысление сущности общества и происходящих в нем процессов.
Обществом в толковом словаре называют ту или иную форму коллективной человеческой жизни, основанной на совместном интересе. Само понятие «общество» может употребляться в двух смысловых значениях.
В широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
В узком – исторически конкретный тип социальной системы (рабовладельческое общество, спортивное общество и т. д.).
Социальная философия использует понятие «общество» в широком смысле слова. Однако, общество изучает и социология (от лат. soci(etas) – общество) – наука об обществе.
Во второй половине ХХ века остро дискутировался вопрос соотношения социальной философии и социологии.
Выявилось три точки зрения:
1. Социальная философия равна всей социологии.
2. Социальная философия вне социологии.
3. Социальная философия есть общетеоретическая и методологическая часть социологии.
Большинство исследователей соглашаются с тем, что социальная философия – часть социологии, имеющая самостоятельный статус и изучающая общетеоретические проблемы жизни общества, в то время, как социология (в узком значении слова) исследует отраслевые проблемы (социология личности, социология революции, социология молодежи и др.), а так же методику проведения и обработки конкретных социологических исследований. Возникает вопрос: в каком отношении находится социальная философия с другими социальными науками?
Ее роль сводится к следующему:
во-первых, она стремится обозреть общественную жизнь в целом, а также обнаружить смысл существования всех общественных институтов;
во-вторых, она стремится разрешить проблему отношения личности и общества в общем плане, независимо от конкретных типов общества;
в-третьих, она исследует условия, при которых общество сохраняет свою целостность;
в-четвертых, она обеспечивает методологию научного познания общественной жизни, обобщает опыт социальных наук.
Итак, предметом социальной философии является общество как целостная саморазвивающаяся и самовоспроизводящая социальная система, во взаимодействии всех ее элементов и законов функционирования.
Социальная философия изучает:
во-первых, общество как целостную социальную систему;
во-вторых, законы ее функционирования и развития;
в-третьих, взаимодействие между собой различных обществ;
в-четвертых, практическую деятельность людей и их общественные отношения;
в-пятых, специфику типа связей индивидов в единое целое;
в-шестых, исторический процесс во взаимодействии его объективных и субъективных сторон, а также закономерности его развития.
Философское понимание общества включает в себя два главных признака:
1) общество есть обособившаяся часть природы;
2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, которые не сводимы к законам природы.
Познание общества (социума) отличается от познания других объектов. Это объясняется тем, что:
1) социум является самым сложным из объектов познания, так как представляет собой высшую форму движения материи;
2) в социальном познании исследуются не только материальные (как в естествознании), но и идеальные, духовные отношения, которые сами по себе значительно сложнее, многообразнее и противоречивее чем связи в природе;
3) в социальном познании общество выступает одновременно и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю и они же познают ее.
Основные методы познания:
а) включенное наблюдение – наблюдатель внедряется (как правило, инкогнито) в интересующий его социальный коллектив, ничем не отличаясь от других его членов, осуществляя процесс наблюдения изнутри. Оно носит созерцательный и поверхностный характер. С помощью наблюдения невозможно изменить объект в интересующем нас направлении, регулировать условия и ход изучаемого процесса, воспроизводить его столько, насколько потребуется для завершенности наблюдения. Эти недостатки преодолеваются в эксперименте;
б) социальный эксперимент – вид деятельности, предпринимаемой в целях открытия объективных закономерностей функционирования элементов, составляющих социум и состоящий из активного воздействия на изучаемый объект (процесс), посредством специальных инструментов и приборов.
В результате эксперимента удается:
1) изолировать исследуемый объект (процесс) от влияния побочных, несущественных явлений и изучать его в чистом виде;
2) многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксированных условиях;
3) планомерно изменять, варьировать, комбинировать различные условия в целях получения достоверного результата.
Особенности социального эксперимента:
во-первых, он носит конкретно-исторический характер;
во-вторых, он обладает меньшей степенью изоляции экспериментальной группы от контрольной группы (здесь невозможны такие надежные изолирующие устройства как вакуумные насосы, защитные экраны и т. п., применяемые в физическом эксперименте);
в-третьих, он предъявляет повышенные требования к соблюдению «техники безопасности» в процессе его проведения. Метод проб и ошибок, используемый в физическом эксперименте здесь недопустим;
в) моделирование – метод научного познания, при котором исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте, а на его заменителе, сходном с ним в определенных отношениях. При изучении общества моделирование применяется в следующих случаях:
1) когда предмет недоступен для непосредственного изучения или вообще не существует (в прогностических исследованиях);
2) когда непосредственное изучение требует колоссальных затрат;
3) когда оно невозможно в силу этических соображений.
Модели при изучении общественных процессов бывают двух типов:
· материальные, т. н. выборочная совокупность, когда изучается не весь социальный объект, а выборочно (скажем, проводить анкетирование населения многомиллионного города немыслимо и нецелесообразно: нужны огромные финансовые и людские затраты. В таких случаях, изучение проводится на выборочной совокупности объектов);
· идеальные (мыслимые). В качестве модели выступает уже имеющийся исторический опыт, многие черты которого являются типичными и способны реализоваться в других странах;
г) метод исторических параллелей. В определенной степени он представляет собой модификацию общенаучного метода аналогии, но имеет свою специфику:
во-первых, аналогом изучаемого явления выступает не сам объект или процесс, которые уже не существуют и не могут быть воспроизведены, а знания о сходных прошлых событиях;
во-вторых, в историческом процессе нет полной повторяемости событий и явлений;
в-третьих, исторические аналоги более условны, их вероятностный характер усугубляется тем, что в протекании и исходе общественных событий огромную роль играет субъективный фактор – сознательная деятельность людей, которая не всегда адекватно может быть учтена в выводах по аналогии.
Метод исторических параллелей применяется, прежде всего, при обобщении прежнего исторического опыта в его сопоставлении с сегодняшним днем.
Достоверная картина исторического прошлого и настоящего возможна только при одновременном использовании всей системы методов социального познания, опираясь при этом на принципы:
· логичности;
· историзма.