Основные школы досократовской философии
Ранних античных философов часто называют «досократики», подчеркивая как рубежную роль Сократа в развитии европейского интеллекта, так и определенную неразвитость, наивность их концепций. В духе космоцентризма их интересовало в первую очередь общее устройство мироздания, поиск его оснований, начал. При этом обозначились основные направления этого поиска и затруднения, с которыми он сталкивается.
Единство мира, включающего самые разнообразные предметы и явления, можно обосновать двояко: либо через универсальность материала, субстрата, из которого состоят все вещи, либо через сходство математических формул, которыми описываются процессы самого разного характера. С этим связана первая оппозиция досократовской философии (милетцы - пифагорейцы).
Милетская школа
Милетская школа (по названию города Милет). Считается первой философской школой Древней Греции, а ее основатель (Фалес, ок. 625-547 гг. до н. э.) - основоположником всей античной философии. Основой единства мира считали некое вещественное начало, субстрат. Фалес полагал, что это «вода», его ученики Анаксимандр и Анаксимен соответственно «апейрон» (некий гипотетический всеобщий материал) или «воздух».
При всей наивности таких построений очевидно важное достижение - вместо традиционного объяснения событий деяниями богов и героев, следует выявлять естественную, природную их основу. Субстратный подход развивался на всем протяжении истории философии и науки, стимулировал возникновение атомизма, формулировку общего понятия материи, а в науке - изучение химического состава вещества. В обыденном сознании субстратное объяснение, как наиболее простое, воспроизводится и по сей день.
Остается, однако, неясным, как из единого субстрата возникают разные по своим свойствам предметы.
Пифагор и пифагорцы
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) в противоположность милетцам видел единство мира не в материале, а в его упорядоченности, числовых соотношениях, пропорциях, определяющих свойства предмета или процесса. В основу мира кладется Число. Пифагорейцы создали союз, где изучались философия и математика как в рациональном, так и в мистически-религиозном ключе. Для них, в частности, характерно учение о переселении душ, возможно, почерпнуто на Востоке.
Достижением пифагорейцев явилось объяснение свойств предмета через его организацию, упорядоченность. Дальнейшее развитие философии и науки привело к появлению понятий формы и структуры, в которых фиксируется эта сторона предмета.
Вторая группа проблем, с которыми столкнулись досократики, касалась соотношения противоположностей, характеризующих существование любого предмета. С одной стороны, предмет един, целен, устойчив, но с другой - очевидными являются его изменчивость, множественность (наличие частей). Распространение этого положения на мир в целом и привело к оппозиции Гераклита и Элейской школы.
Гераклит (ок. 544-483 гг. до н. э.) в качестве первоначала принял подвижный, динамичный элемент - огонь, по сути уже не вещество, а процесс. Для Гераклита характерно стихийно-диалектическое видение мира, природы, каждого предмета:
- 1) изменчивость, подвижность («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
- 2) относительность («самая прекрасная обезьяна урод по сравнению с самым уродливым человеком»);
- 3) противоречивость («война отец всему и царь всему»).
В отдаленной перспективе такой подход представляется привлекательным. Гегель в XIX в. утверждал, что охотно включил бы эти диалектические положения в свою концепцию. Однако на признании подвижности, относительности и противоречивости трудно построить сколько-нибудь определенное научное изучение мира. Наука имеет дело с устойчивым и неизменным, ее формулировки по необходимости однозначны, и лишь в XX в. диалектический взгляд на мир находит отклик и обоснование в науках о природе.
Элейская школа
Элейская школа (по названию города Элея) занимает противоположную Гераклиту позицию. Ее основоположник Парменид (ок. 540-480 гг. до н. э.) различал в философском исследовании «путь мнения», описывающий изменчивую видимую действительность, и «путь истины» - мышление, которое опирается на самое себя. Бытием обладает лишь то, что можно непротиворечиво помыслить. При этом отрицается всякая изменчивость, множественность бытия как такового, поскольку при попытке помыслить их неизбежно возникают противоречия.
Взгляды элейцев приобрели широкую известность главным образом в связи с исследованиями Зенона, разработавшего ряд апорий -своеобразных парадоксов, доказывающих невозможность движения. Предполагается, что этих апорий (по греч. затруднений) было сформулировано около 20, из которых до нас дошли четыре.
В апории «Дихотомия» (деление на два) показано, что движение не может начаться, ибо чтобы пройти некое расстояние, нужно пройти его половину, а для этого - половину от половины и так далее до бесконечности. На этом же принципе построена апория «Ахилл и черепаха» - быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, ибо за любой бесконечно малый промежуток времени она переместится на какое-то расстояние от догоняющего. В наиболее прямой форме невозможность, т. е. противоречивость, движения зафиксирована в апории «Стрела». Летящая стрела одновременно находится и не находится в определенном месте. Если находится - значит, покоится, если не находится - значит, не существует.
В апориях Зенона разум впервые выступил как самостоятельная сила, не просто обобщающая обыденный опыт, но прямо противоречащая ему. К обсуждению апорий Зенона европейская философская мысль возвращалась на всем протяжении ее истории.
Непосредственным результатом элейской философии стала фиксация двух важных проблем:
- 1) проблема соотношения изменчивости, делимости и устойчивости, целостности в основе существования вещей;
- 2) проблема применения разума, оценка его возможностей в условиях явного противоречия между картиной, которую он строит и повседневным опытом.
Первая из этих проблем оказала влияние на возникновение атомистической гипотезы. Обсуждение второй стимулировало интерес к способу применения разума, методу мышления.