Объект философии Сократа

Сократ считается первым афинским мыслителем, отцом которого был обычный ремесленник, а матерью – повивальная бабка. В молодости Сократ участвовал в афинских войнах со Спартой, участвовал в качестве председателя в послевоенном суде, где крепко стоял на том, чтобы не спешить казнить всех спартанских стратегов (однако его не послушались).

Считается, что Сократ был не самым лучшим семьянином, так как не проявлял никакой заботы о своей жене и трех сыновьях. Основное время он посвящал различным спорам и проведению философских бесед, так как имел большое количество учеников (хотя и не брал ха это деньги).

В семидесятилетнем возрасте был обвинен в безбожии, отказался сбежать из тюрьмы (хотя подобная возможность предоставлялась) и выпил растительного яда, чтобы покончить с собой.

Поиск истины как объект философии Сократа

Поиск истины

Пожалуй, основным объектом философии Сократа является истина, а само учение направлено на ее поиск. Что касается средств, используемых для этого, то они представлены беседами, полемическими инструментами, спорами. Это способствует формированию идеалистической диалектики.

Диалектика является искусством, направленным на достижение истины с помощью обозначения противоречий не только в собственных суждениях, но и в суждениях, высказанных оппонентом. Существующие противоречия нужно преодолевать, чтобы истина была обнаружена.

Сам Сократ опирался на софистов и представителей элейской школы, включая Зенона, Протагора. На основании их учений Сократом был поставлен вопрос, касающийся субъективной диалектики, а также диалектического метода мышления. Сократическая методика составлена из:

  • Иронического начала;
  • Майевтики

В сущности, это та же индукция и определительная система. Сократическая методика связана с последовательной и систематической постановкой вопросов, целью которых оказывается доведения собеседника к тому, чтобы он стал противоречить сам себе, и признал собственное невежество.

Иронические вопросы

Вопросы, задаваемые Сократом, имели ироническое направление, и собеседник мог увлечься якобы сократовским «незнанием». Конечно, ироничность подобного подхода нравилась далеко не каждому, однако основная его задача состоит не в «ироническом» раскрытии вышеуказанных противоречий, а в их непосредственном преодолении, чтобы достичь истины. Майевтика же оказывалась продолжением вышеуказанной иронии.

Это было что-то вроде повивального искусства. Такое сравнение мыслитель употреблял потому, что правильный поиск помогал рождать истинные мысли.

Это обозначало поиск «всеобщего» в нравственных системах, установка общего нравственного основания для частных добродетелей. Решение подобной задачи осуществлялось посредством индуктивных методов и уже упоминаемого определения.

Индукция является отысканием общих характеристик в отдельных добродетелях, проводимым за счет процедур анализа и сравнительных процессов. Определение является установлением классификаций и соотношения между различными видами.

Диалог Сократа

Диалог Сократа

По Сократу поиск истины (объект философии Сократа) не приемлет монолога, так как продуктивным оказывается только диалог. Сущность сократовской методики заключается в расчленении мысли на определенные звенья, когда каждое звено оказывается отдельным вопросом с простым и достаточно предсказуемым ответом. В сущности, получается редуцированный и правильно построенный диалог, в котором инициатива постепенно перехватывается.

Необходимо отметить главные достоинства подобного диалога:

  • Концентрация внимания собеседника, не предоставляющая возможности отвлечься.
  • Неубедительность любого звена цепочки сразу становится очевидным.
  • Самостоятельное постижение истины собеседником (правда, не без Вашей помощи и все же…).

На то время такая методика была первой и неповторимой. Она легко разбивала установившиеся обывательские представления об устройстве окружающего мира. У софистов раньше был спор ради спора, который становился самоцелью. Сократ же в этом случае искал через полемику истину. Никакого пустословия этот мыслитель не выносил и считал его бессмысленным, а, значит, ненужным.

Тематика же вопросов касалась, прежде всего, человеческого сознания, моральных сторон, политической науки, эстетики.