Сократ и его метод
Суть и значение сократовского метода выявляется в его сопоставлении с предшественниками и последователями.
Софисты.
Так назывались многочисленные «учителя мудрости», действовавшие в У-1У вв. до н. э. Они распространяли разнообразные знания (от математики до музыки), обучали риторике (красноречию) как основе политической и юридической карьеры. Впервые в истории они стали брать плату за обучение - любопытный показатель того, что интеллект и умение им пользоваться начинают восприниматься как нечто практически полезное.
В онтологических и гносеологических вопросах софисты ориентировались на релятивизм, подчеркивали относительность любых явлений. Один из наиболее авторитетных софистов Протагор (ок. 490-420 гг. до н. э.) дал классическую формулировку этой позиции: «Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, - и несуществующих - в том, что они не существуют». Это очевидный разрыв с космоцентристской ориентацией философии и всей греческой культуры. На первый план выходят свойства и цели человека, его мыслительные способности и их применение.
С позиций софистов разум не открывает истину (каждому утверждению можно противопоставить противоположное), а является средством достижения субъективных целей, например, убеждения других людей. Релятивизм превращается в субъективизм - содержание понятий, формулировка суждений лишаются какого-либо объективного содержания - обосновать и доказать можно все, что угодно.
От названия направления происходит термин «софизм» -рассуждение, парадоксальность которого связана с использованием неоднозначности терминов, незаметным, на первый взгляд, нарушением логических законов. Такие рассуждения применяются в споре для достижения превосходства над оппонентом, введения его в заблуждение. Субъективизм, по сути дела, превращает мышление в игру ума.
Начиная как ученик софистов, Сократ (ок. 469-399 гг. до н. э.) разошелся с ними в вопросе о характере применения разума. Его деятельность стала рубежной в становлении европейского интеллекта.
- 1. Вместо произвольных умозрительных построений предлагается метод достижения объективной истины.
- 2. Познавательный интерес смещается с устройства мироздания на проблемы человека - нравственные и социально-политические.
В обыденном дофилософском представлении за истину принимаются привычные традиционные взгляды (то, что «знает каждый») или некое изначальное свойство мудреца. Элейцы (Парменид, Зенон) разделили «мнение» и истину, считая последней «то, что можно мыслить без противоречий». Наконец софисты превратили все содержание знаний в субъективное мнение.
Исходная гносеологическая позиция Сократа - «Я знаю, что ничего не знаю». В методе Сократа принято различать две стороны (ступени) - иронию и майевтику.
Ирония - это средство разрушения традиционных мнений, общественных и индивидуальных предрассудков. У любого человека есть мнение по любому вопросу. Сократ, предлагая собеседнику дать определение какого-либо понятия, легко показывает неточность, ограниченность этого определения. Серия последовательно задаваемых вопросов заставляет собеседника уточнять и изменять формулировки вплоть до полной противоположности исходному утверждению. Тем самым обыденное мнение компрометируется и закладывается основа движения к подлинному знанию.
Майевтика (по греч. повивальное искусство) - средство «рождения» истины в диалоге - совместной работе двух или нескольких человек по уточнению содержания и объема обсуждаемых понятий (красота, добродетель, мужество), их соотнесению с понятиями более общими и частными, смежными, противоположными, приведение подтверждающих и опровергающих примеров. В ходе такого обсуждения изучаемое явление подвергается всестороннему анализу, понятие, которое его отражает, наполняется более точным и многообразным содержанием. Достичь истины, по Сократу, это дать точное, всеобъемлющее определение понятия. Диалоговость необходима для устранения неизбежных ошибок - слишком узкого, огрубленного определения. Сократ подчеркивал, что он ничему не учит собеседников - он лишь помогает правильно ставить вопросы и устранять ошибки.
Впервые в истории возникает метод (способ) мышления, результаты которого не зависят ни от объема исходных знаний, ни от субъективных качеств человека. Этот метод предельно демократичен и универсален - он открыт для всех и позволяет узнать все.
Сам Сократ ничего не писал, его философская деятельность носила исключительно устный характер, а взгляды известны лишь со слов учеников и последователей. При этом можно с уверенностью утверждать, что вопросы устройства мира его мало интересовали или не интересовали вовсе. Возможно, что, подобно софистам, он считал их неразрешимыми.
Классическая формула дельфийского оракула «Познай самого себя» взята Сократом как ориентир для философской проблематики. Круг его интересов составляет жизнь человека и общества в соотнесении с высшей целью - безусловным высшим благом, которое, собственно, и является предметом философии.
Сократ полагал, что знание тождественно добродетели - люди поступают безнравственно лишь потому, что не знают подлинных оснований и требований блага. Поиски истины в социально-политической и нравственной области ведут, одновременно, к нравственному возвышению человека: «Все есть знание: и справедливость, и рассудительность, и мужество». Соответственно, никто не будет заблуждаться или дурно поступать по доброй воле. Таким образом, в учении о человеке и обществе, аксиологии (учении о ценностях) Сократ - рационалист.
Участь Сократа оказалась трагичной. Критика социально-политических реалий (афинской демократии), привычных предрассудков общественного сознания послужили основой для обвинения его в отрицании старых богов и почитании новых, разрушении нравственности и развращении юношества (к тому времени у Сократа образовался многочисленный круг учеников). Он был приговорен к смертной казни и, в соответствии с этим приговором, выпил чашу с ядом.
И общая направленность философии Сократа, и его метод, и даже обстоятельства личной жизни и смерти наложили огромный отпечаток на дальнейшее развитие философии. Из нескольких сократовских школ, основанных учениками Сократа после его казни, специального обсуждения заслуживают киники.
Киническая школа (основоположник Антисфен; ок. 435 - ок. 370 гг. до н. э.) восприняла у Сократа общую направленность проблематики (человек, общество) и первую сторону метода (иронию).
Мир в глазах киников - это просто природа. Человек - часть природы и носитель разума. Близость к природе (естественность) и разумность - две высшие ценности, на которые должен ориентироваться человек. Общество (социальная иерархия, связи и отношения) и порождаемые им ценностные ориентации - нечто неестественное и неразумное.
Сократовская ирония используется киниками для компрометации привычных ценностей. Она сопровождается проповедью ориентации на минимум естественных потребностей и экстравагантным поведением (например, Диоген Синопский жил в бочке, демонстрируя презрение к условностям и излишествам).
Неприятие и осмеяние киников нашло выражение в расхожих клише «киники-собаки» (поскольку название школы произошло от находившегося поблизости «киносарга» - собачьего питомника). В действительности достижением киников стало понимание того, что общественные отношения базируются не на природе и не на разумности как таковой. Они имеют иные основания, которые на том уровне развития знаний об обществе выявить было невозможно.
Киники наивно полагали, что социальные отношения (господство-подчинение) можно заменить межличностными (дружба). Однако понимание человека как носителя природности и разумности исключило главную его характеристику - социальность, возможность формироваться и существовать только в рамках социальных связей и отношений. Ликвидация социальности означала бы и ликвидацию жизни человеческой, превращение ее во вполне «собаческую». Проповедь личной свободы в таком истолковании могла найти отклик лишь в среде социальных аутсайдеров, оставаясь на периферии философской мысли.
Таким образом, в V в. до н. э. общественный интеллект превращается в самостоятельную силу, которая имеет определенный разрушительный потенциал. Показательна реакция тогдашнего общества на этот факт: общая неприязнь к софистам, публичное сожжение сочинений Протагора о богах и изгнание его из Афин, казнь Сократа, осмеяние киников.
Позитивная, созидательная роль разума и значение сократовского метода выявились позднее.